Гродненские флористы: «Мы замучали женщин красными розами»

«Гвоздику и побольше целлофана!» — типичная просьба гродненцев в цветочном ларьке. Розы, тюльпаны, хризантемы просят завернуть в прозрачный конвертик, а о том, что из тех же цветов можно сделать необычную композицию, даже не догадываются. Как оказалось, гродненский рынок цветов отстает от столичного лет на десять.

Фото Виталия Дернейко

Цветы заменили конфетами

Флористы говорят и о том, что предлагать «эксклюзив» практически некому. Ведь спрос в городе на дизайнерские букеты невысок.

Индивидуальный предприниматель Надежда Цынкель работает с цветами на Центральном рынке много лет. Флорист рассказывает, что в большинстве случаев гродненцы выбирают букеты подешевле. Возить дорогие и редкие цветы становится невыгодно.

— До 1996 года, когда «цветочников» было мало, за пять дней, с 5 по 9 марта, можно было заработать на машину. После этого торговля стала идти на убыль, — говорит она.
Многие предпочитают букетам более практичные подарки — коробку конфет или бутылку шампанского. От цветов отказались на многих предприятиях и просто дарят работникам деньги.
В свадебной моде такая же ситуация. Букет невесты стоит от 20 до 100 у. е. В 60–70% случаев пары просят сделать букет до 60 у. е.

На предложение на цветочном рынке влияет и то, что процесс выращивания редких сортов очень затратный. ГУРСП «Гроднозеленстрой» в последние годы стало больше ориентироваться на озеленение города. Из живых цветов на предприятии выращивают лишь тюльпаны. По словам продавца магазина «Арника» ГУРСП «Гроднозеленстрой» Инны Кореневской, от роз отказались несколько лет назад из-за больших расходов. Сейчас теплицы предприятия требуют модернизации и малоэффективны для выращивания срезных цветов по современным технологиям.

Дефицит флористов

На цветочный бизнес сильно влияет отсутствие и флористических школ в Беларуси. Тем, кто хочет работать с цветами, приходится учиться в Литве, России или на Украине. «Кадровый голод» — вопрос здесь более актуальный, нежели нехватка ассортимента, считает администратор сети цветочных магазинов «Белиана» Оксана Гаевская:

— Зачастую приходят флористы, которые не отступают от устоявшихся шаблонов в подготовке цветочных композиций, а просьба сымпровизировать вгоняет их в ступор. Многих приходится обучать с нуля.

Люди просят дешевле, проще и больше блестящей упаковки

Еще одной причиной отсутствия цветочного «эксклюзива» можно считать и места торговли. Даже самый талантливый флорист останется невостребованным, если будет продавать дизайнерские букеты в переходе. Сотрудницы в магазине «Цветы» на автовокзале говорят, что их предложения сделать необычный букет разбиваются о стену стереотипов и привычек. Здесь покупают цветы на скорую руку и предпочитают практичные букеты.

Флористы отмечают, что в магазинах цветов, которые расположены в супермаркетах, контингент совсем другой. Там больше молодежи, которая не боится экспериментировать.
Оксана Гаевская поддерживает мнение о том, что место определяет покупателя. Она считает, что в Гродно нужно прививать хороший вкус.

— Если нам букеты делают только в целлофане, мы другие и не захотим. Человеку надо показать, что за небольшую сумму можно сделать эксклюзивный букет, — добавляет флорист. — Я всегда говорю: давайте отойдем от классики, ведь мы уже измучили женщин красными розами. Соглашаются!

 

Читайте также:

Накануне 8 Марта в Гродно вырастили 14 тысяч тюльпанов