Сделайте чашку, которой мне не хватает

Александр Конецкий о хитрых дискаунтерах, секретах конкуренции, скрытых белорусских марках и людях-кокосах. 

Проект «Карьера»

Как добиться успеха, имея диплом белорусского вуза? Что нужно для поступления на работу и продвижения на службе? Какова цена больших должностей, богатых хобби, признания? О личном опыте успешных людей, которые учились в Беларуси, читайте в новом проекте «Вечёрки» — «Карьера».

Александр Конецкий, 36 лет, живет в Женеве, работает старшим менеджером отдела исследований рынка и потребителей Procter & Gamble Co.(P&G). Александр родился в Гродно, окончил с отличием факультет экономики управления ГрГУ им. Янки Купалы по специальности «международные экономические отношения», учился в аспирантуре БГУ. В 2001 году выиграл конкурс Программы стипендий Эдмунда Маски (Muskie) и два года учился в Америке в Северной Каролине в MBA (магистратура делового администрирования), специализация — маркетинг и консалтинг. После окончания работал для Procter & Gamble в Москве, Киеве, уже шесть лет — в Женеве, в офисе, который занимается рынками Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. Не женат.

Как продвигалась ваша карьера?

— У нас в компании карьерный рост предполагает ротацию, перемены: мы часто меняемся, раз в два три года. Либо повышаем квалификацию, меняем категорию или набор стран. Но сначала просто набирают молодых специалистов, все в принципе одинаковые и стартуют на равных. Сегодня я делаю исследования для руководства, потребителей по разным аспектам управленческих решений. Занимался практически всем спектром продукции Procter, сейчас фокусируюсь на средствах по уходу за волосами. Могу рассказать об этом.

Подделок много?

— Эта проблема больше относится к 90-м годам, сейчас подделать шампунь не так уж и выгодно. Бутылка стоит в зависимости от ценовой категории всего 3–5 долларов. Подобные ситуации возникают на Украине, возможно, в Одессе, в Румынии, но это зачастую не очень масштабно. Более актуальна недобросовестная конкуренция со стороны торговых сетей некоторых стран. Белорусский рынок еще не так сильно развит, как западный. Но и у нас тоже появляются дискаунтеры, то есть магазины, где предлагают ограниченный ассортимент продукции, но по достаточно сниженным ценам. Эти дискаунтеры любят запускать свои собственные марки, зачастую они заказывают их у тех же производителей какой- то категории товаров. Производителям хорошо, потому что часто они занимают свободные производственные мощности. Торговой сети тоже хорошо, поскольку всю маржу они могут себе положить в карман. И вот начинают выпускать упаковки в очень похожих цветовых гаммах, названия похожие. Вроде бы и не нарушают закон, но каким-то образом все же вводят в заблуждение..

Ваши однокурсники (это был третий набор ФЭУ) работают сегодня в разных странах в Германии, Австралии, Америке. Да и здесь, дома, стали директорами, имеют собственный бизнес. Что вам дал факультет, какую базу вы здесь получили?

— Помимо того что ты знакомишься с людьми и обрастаешь определенным набором связей, которые с тобой идут по жизни, с точки зрения дальнейшей карьеры есть две базовые вещи, без которых просто никуда. Первое — это высшее образование, диплом может быть даже не обязательно экономическим, второе — английский язык. Есть такой термин points of parity— вещи, которые ставят марку на один уровень. Есть понятие points of difference — то, что выделяет марку из всех остальных. Если применить тот же самый термин к выпускникам университета, наличие высшего образования и английского языка — как раз points of parity. Это дает базовые знания, и затем нужно находить способы выделить себя из прочего потока похожих кандидатов, которые стремятся на одну и ту же должность, на одну и ту же профессию. При наборе на работу важны не только академические знания. Выделить из общей массы кандидатов поможет такое качество, как лидерство, например. Достижением может стать умение работать в команде.

Доцент, кандидат экономических наук Ли Чон Ку (справа) был первым деканом факультета экономики и управления

У вас это получилось с помощью MBA?

— Не могу сказать, что MBA подходит всем и всегда, всегда есть вариант устроиться на работу в компании, если есть другие качества. Но для меня это был способ получить points of parity, и даже больше, все-таки выпускается магистр, а не бакалавр. Я выиграл конкурс, получил образование, поехал в Штаты. Программа нацелена на то, чтобы учиться с международными студентами, получать опыт общения с другими культурами, что тоже очень важно. MBA —хороший вариант, если захотел сменить специализацию. Поработал года четыре с финансами, а потом подумал, что хочу быть маркетологом. Но всегда нужно сравнивать плюсы и минусы, например затраты времени — 1–2 года обучения. Если взять все расходы на обучение, питание, получится шестизначная цифра и нужно будет платить, а не получать эти деньги.

В Procter я бы не сказал, что магистратура как-то отдельно оценивается или выделяет. Компания, наоборот, предпочитает выращивать студентов и развивать людей в своей среде. И преимуществ у человека, который ушел, нет, он возвращается и начинает с той же точки.

Были трудности в общении, сказывалось ли то, что вы получили другое воспитание, попали в другую страну?

— После МВА мне было проще понимать других людей. С точки зрения культуры адаптация оказалась намного проще, потому что среда интернациональная. У нас открытый офис, мы сидим с коллегами в трех метрах друг от друга. Мой начальник — француз, финансовый директор — немец, вокруг меня египтянин, израильтянка, русская, литовец, поляк. Я работал с пакистанцами, марокканцами. Солянка просто. Однажды мы пошли с коллегами вместе на ужин, нас было 15 человек за одним столом, и не повторялась ни одна национальность. Тут, естественно, есть своя специфика. У нас работает пакистанец. Когда я ему звоню и говорю, что вот есть такой-то проект, он мне в ответ: «Саша, все хорошо, но у меня через пять минут молитва». И такие моменты нужно учитывать. С другой стороны, в компании мы говорим на одном языке, прошли систему воспитания этого бизнеса и друг друга понимаем прекрасно.

 

Есть ли своя специфика ведения бизнеса в разных странах?

— Наверное, я буду говорить клише, но немцы сильны в цифрах, логике. Итальянцы более сумбурные, но креативные. Арабы… Пока не придешь на чай, пока полчаса не побеседуешь: «Как жизнь, дорогой?» — до дела не доходит. Но и после все плавно идет, неторопливо. В русской культуре (я и нас к ней причисляю) важна иерархичность. Наш регион для европейцев очень сложный в плане бизнеса. Начальник должен быть строгим, серьезным. В западной культуре ты можешь напирать на начальника, задавать ему неудобные вопросы.

В Беларуси могут производить качественную продукцию, но не всегда получается ее продать. В чем причина, по-вашему?

 — Потребитель — главный. Нужно учитывать желания потребителя, когда разрабатываешь продукцию. И когда ты ее продвигаешь, она должна выделяться на рынке похожих товаров. Да, можно договориться стратегически, политики помогут реализовать продукцию, и все будет нормально. Но эта крыша в какой-то момент пропадет. Границы стираются, сейчас все доступно, все можно купить. И если продукция компании не имеет уникальных свойств или параметров, которые выделяют ее среди всех остальных, если об этих свойствах не знают потребители, если эта продукция не представлена потребителям других стран, будет сложно занять какое-либо место на рынке.

Мне кажется, что сдвиг нужно сделать в управленческом подходе, понимании того, кто действительно является хозяином на современном рынке. Если мы производим вот эту чашку, например, и хотим ее продать, как мы относимся к маркетингу? Произвели и дали несколько телефонов: идите продавайте, давайте рекламу. Нет, сначала маркетологу нужно прийти и сказать: на рынке существует 10 тысяч разных чашек, мы видим, что такой не хватает, есть потребитель, который неудовлетворен, поэтому, пожалуйста, производство, сделайте нам чашку, которая необходима. Это немножко другая философия. Многие наши руководители знают производство, они профессионалы в этом, но не знают, кому они хотят продать свою продукцию.

Когда я общаюсь с потребителями России, Украины, они очень позитивно относятся к белорусским товарам. Есть устойчивое мнение, что белорусские товары качественные. И все же не видно их активного присутствия на рынке, непонятно, чем они выделяются.

От каких привычек вы отказались в Женеве, а какие приобрели?

—Даже не скажу, от каких отказался, не было особенно вредных привычек. Хорошая привычка, которая быстро приобретается на Западе, — это фокус на здоровую часть своей жизни. Недостаточно быть просто умным человеком, чтобы работала голова, нужно быть здоровым. Появилась привычка достаточно много бегать. Если выйти на берег Женевского озера в выходной день, там, наверное, бегает человек 300–400. Я пробежал уже три марафона. Научился ездить на горных лыжах, я же живу в Швейцарии. Появилась привычка быть в курсе того, что происходит не только вокруг тебя, своей страны, но и всего мира. Чтение новостей, экономической информации — это обязательно в смысле понимания. Это просто даже часть моих функций — предсказывание размеров рынка тенденций. Научился разбираться в красном вине, сыре, культуре дегустации.

А от привычной еды отказались?

— Здесь много русских магазинов, где можно купить гречку, селедку. Но хороший черный хлеб… У нас его умеют делать, а здесь нет такой традиции.

Вы человек-кокос (твердый снаружи и мягкий внутри) или человек-персик (мягкий снаружи и твердый внутри)?

— Я убедился, что моя сильная сторона в том, что я понимаю в цифрах, понимаю ситуацию. Мне сложно презентовать что-то, если я не уверен в том, что я говорю. Мне нужно больше упора, чтобы реализовать себя. В то время как человек более гибкий лучше адаптируется к каким-то ситуациям, свободно оперирует какими-то техниками, может себя представить доходчиво, понятно. Или, если следовать психологическим тестам, интраверт. Я получаю энергию от того, что у меня есть какое-то свое собственное мнение. Мне порой нужно перезарядить батарейки: прийти домой, почитать новости. Но это не означает, что я необщительный, просто иногда общение может быть немного утомительным. Да, скорее человек-кокос.

 

Блиц-опрос

Любимый автомобиль?

— «Ауди».

Любимая еда?

— Курица в мамином исполнении.

Любимое место на Земле?

— Мне нравятся большие города и места, где горы. В Италии Чинкве-Терре — что-то вроде заповедника. Пять небольших итальянских городов расположены в расселинах гор и спускаются прямо в море. Очень романтично.

Хобби?

— Говорят нужно посетить столько стран, сколько тебе лет. Мне 36, а я побывал в 35 странах, 36-й должна стать Исландия, мы туда собираемся с друзьями.

Смешная история?

— Я живу в небольшом доме, 60–70 квадратных метров, в деревушке возле Женевы, в трех километрах от Франции. Фамилия моя Конецкий, а в этом доме раньше была конюшня. Дом находится практически в поле, слева и справа пасутся лошади.

Фото автора и из личного архива Александра Конецкого.

 

Читайте также:

Гродненский университет стал лучшим региональным вузом страны

Искусство требует жертв. Как и сколько зарабатывают гродненские художники и артисты?

Программист из Лиды о предстоящем полете на Марс: это не реалити-шоу, на кону – человеческие жизни