«Да, я такой», или почему мы не умеем работать в команде

Почему 50% IT-проектов у нас проваливаются? Это один из вопросов Минского митапа (неформальные встречи заинтересованных людей для обсуждения различных тем). Главным ответом было: «Отсутствие команды».

Почему 50% IT-проектов у нас проваливаются? Это один из вопросов Минского митапа (неформальные встречи заинтересованных людей для обсуждения различных тем). Главным ответом было: «Отсутствие команды».

Не правда ли, 50% — это много? А что такое отсутствие команды? Кто саботирует командную работу?

Способность работать в команде — настолько важная характеристика при приеме на работу в цивилизованном мире, что  будущим кандидатам при прохождении собеседования рекомендуют это свое качество ставить на первое место.  А работодатели скорее выберут  работника с хорошими навыками в командной работе, чем с высокими личными профессиональными навыками. Почему? Потому что, несмотря на высокие личные профессиональные навыки, один человек может развалить работу целой команды!

Умеем ли мы работать в команде? Вот показательный пример нашего гражданина, иммигрировавшего в южное полушарие и получившего достойную работу в соответствии со своим высшим образованием. С его слов, странный человек, организационный психолог, тестируя или беседуя каждую пятницу с каждым работником, каждый раз ему говорит: «Вы хорошо работаете над личными проектами, но у вас есть проблемы в командной работе: вы самолюбивы, нацелены только на свои личные результаты, вы создаете напряжение у других членов команды». А он с гордостью говорит: «Да, я такой». И очень удивляется, зачем ему одно и тоже говорят каждый раз. Наверное, наивный психолог надеется, что образованный человек все-таки спросит: «Как мне это изменить?» Но он этого не спрашивает. Он спрашивает, зачем они в этой команде держат психолога. Мое мнение — психолога там держат для того, чтобы, во-первых, максимально использовать сильные стороны работников и сглаживать их отрицательное влияние (например, кого держать в команде, а кого подальше от нее). Во-вторых, есть надежда, что человек будет не только гордиться собой, но и развиться захочет. В-третьих, слаженная работа команды — непростой процесс, но по эффективности в разы превышающий индивидуальную работу.

Я предлагаю вам примерить на себя и свою команду 8 функций, которые являются жизненно необходимыми, чтобы команда работала эффективно, а не представляла собой группу недовольных людей, растаскивающих общее дело, как «лебедь, рак и щука». 

Члены команды

  • знают свое место в команде, т. е. знают, что и зачем они делают (в приведенном примере с этим пунктом есть проблемы)
  • охотно оказывают поддержку и заботу другим (а не «коллектив у нас женский, со всеми вытекающими последствиями»)
  • способны проявлять инициативу (а не «мая хата з краю…»)
  • способны определить ценность этих инициатив (а не «овчинка выделки не стоит»); по моим наблюдениям, с обесцениванием инициатив у нас обстоит дело куда лучше, чем с самими инициативами
  • понимают долгосрочные перспективы работы своей команды (а не мы люди маленькие, просто болтики в большой машине)
  • способны взяться за реальную работу (а не только рассуждать, зачем это)
  • способны подстроить свои планы к планам команды, если надо (а не «у меня своя работа есть»)
  • способны в процессе конфликта решать проблемы и улучшать обстановку (а не отвечать «так я вообще теперь ничего делать не буду…»)

Ну как?  Умеем ли мы работать в команде?