Нелегальные автомастерские в Гродно: механикам страшнее оформить бизнес по правилам, чем лишиться гаража?

С недавнего времени подпольные механики могут легализовать свой бизнес. Хотя соответствующий указ действует почти месяц, «серые» мастерские не спешат выходить из тени. Почему так происходит, узнавала корреспондентка «Вечёрки».

Фото Виталия Дернейко

По Указу Президента РБ №432 от 17 сентября 2013 года, чтобы открыть мастерскую по ремонту легковых автомобилей в гараже, нужно собрать пакет документов — получить положительное санитарно-гигиеническое заключение, сертификат соответствия, разрешение членов кооператива и, наконец, согласовать режим работы мастерской в райисполкоме. Иначе, по словам специалиста по гаражным вопросам администрации Ленинского района города Гродно Николая Терешко, за незаконную предпринимательскую деятельность исключат из гаражного кооператива, а гараж заберут.

Но нелегалы уверены: требования слишком жесткие, поэтому открыть мастерскую в гараже не получится.

Мастерская не «впишется» по нормам

Основная причина, почему подпольные механики не хотят легализоваться, — санитарные нормы.
По ним и по специальным правилам, территорию мастерской нужно огородить, обустроить подъездные пути для автомобилей, проложить ливневую канализацию (которой, кстати, нет ни в одном гаражном кооперативе). Еще нужно сделать естественное освещение (например, прорубить окошки в крыше) и вентиляцию, а также отдельную огороженную площадку для отходов. Кроме того, высота гаража должна быть не менее трех метров, а стены его нужно оштукатурить и покрасить.

— Если предприниматель собирается заниматься сварочными или покрасочными работами, для этого нужно отвести специальные места — сварочные посты и покрасочные камеры, — добавила и. о. заведующей отделением гигиены труда зонального центра гигиены и эпидемиологии города Гродно Людмила Еремашвили.
По словам специалиста, сейчас решили пойти официальным путем в основном те, кто строил гараж уже с перспективой открыть здесь автомастерскую.

— Остальные легализовать свой бизнес вряд ли смогут, так как выполнить все требования в стесненных условиях невозможно, к тому же это требует больших вложений, — говорят подпольные механики.

За сертификат — больше двух миллионов

Помимо санитарных норм, считают «теневики», будут сложности и с оборудованием.

— Знаю человека, который занимается ремонтом мотоциклов. Говорит, купил где-то за границей такой инструмент, что ни один центр стандартизации не пропустит, — рассказал председатель ГК «Весенний сад» Сергей Воронович.

Оказалось, есть единый реестр оборудования, которое можно использовать в автомастерских. По словам ведущего инженера по сертификации непродовольственной продукции и услуг Гродненского центра стандартизации, метрологии и сертификации Александра Бурешкина, если какого-то инструмента в этом реестре нет, придется сначала заплатить за его испытание (процесс займет от 5 дней до месяца). К тому же оборудование необходимо проверять 1–2 раза в год.

Помимо этого нужно получить сертификат. Стоит он от двух миллионов рублей на один вид работ и выдается максимум на пять лет.

— Большинство нелегалов — универсальные механики. Работа выполняется любая: и покраска, и сварка, и кузовной ремонт. Если за каждый вид работы заплатить по 2 миллиона рублей, выходит кругленькая сумма. К таким тратам я не готов, — говорит подпольный мастер Виктор, который более 10 лет занимается ремонтом машин в гараже.

Собрание проголосует «за»

А вот получить согласие от членов гаражного кооператива, уверены «серые» механики, будет несложно. Тем более что председатели охотно идут навстречу.

— Принимать решение не обязательно должны все члены кооператива, достаточно согласия группы уполномоченных. И если человек желает заниматься ремонтом автомобилей, исправно платит налоги, членские взносы и зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, думаю, проблем не возникнет, — говорит председатель гаражного кооператива «Восток-5» Александр Комаров.

Можно договориться и о режиме работы мастерской с местными исполкомами. Главное, чтобы можно было работать вечером и в выходные дни, ведь для большинства ремонт машин — лишь дополнительный заработок.
Тем временем подпольные механики продолжают работать «под черным флагом» и ждут, кто первым рискнет пройти всю процедуру выхода из тени.

В тему

В 2012 году за незаконное оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей к административной ответственности были привлечены 8 гаражных автомехаников. Как рассказал заместитель председателя Хозяйственного суда Денис Валдайцев, с них взыскано штрафов на общую сумму 2 830 000 рублей и конфискован доход — 1 745 000 рублей. В нынешнем году с января по сентябрь было вынесено 4 постановления о наложении административного взыскания на общую сумму 8,5 миллиона рублей и конфискован доход в размере 13,752 миллиона рублей.

Справка «ВГ»

Единый налог для ИП на сегодняшний день — 1 020 000 рублей в месяц. Как сообщил заместитель начальника управления налогообложения физлиц ИМНС РБ по Гродненской области Сергей Касперов, за незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрен штраф — до 100 базовых величин.

 

Читайте также:

Премьер-министр об автомобильном налоге: для «Жигулей» — 390 тысяч, для «Мерседеса» — миллион

Эксперимент «ВГ»: спасет ли фликер от наезда на темной дороге?