В Гродно мест для машин не хватает, а многоуровневые и подземные паркинги строить не спешат

В Гродно жилая застройка уплотняется с каждым годом. Под жилье используют любые пустыри. Однако «жилье» для машин так же быстро не строят. Кроме того, в Беларуси, в отличие от западных стран, люди не платят за землю для своих автомобилей. Поэтому и к проблемам экологии отношение в основном безразличное. «Вечёрка» решила выяснить, есть ли альтернатива наземным парковкам и как можно учесть интересы всех горожан.

Фото Виталия Дернейко

Уберите скрытую субсидию для автомобилистов

По мнению директора фонда «Экологический транспорт» Джона Росмэна, в Беларуси машинам комфортнее, чем людям.

— В городе дефицит земли, поэтому строят многоэтажное жилье. А машины до сих пор живут в одноэтажной роскоши. Единственный способ эффективно использовать землю — многоуровневые и подземные паркинги.
По мнению Джона, альтернативные способы сохранят зеленые зоны, освободят тротуары для велосипедистов и пешеходов, а также уберут скрытую субсидию для автовладельцев — бесплатные дворовые стоянки.

— Строить многоуровневые и подземные паркинги в нынешних условиях нереально, потому что государство само обеспечивает неограниченное количество бесплатных парковочных мест. Инвесторы никогда не будут вкладывать деньги в платную стоянку, пока можно парковаться бесплатно, — рассуждает эксперт.

Что вместо?

Сегодня в Гродно альтернативы дворовым и платным наземным стоянкам практически нет. Что такое 300 мест на единственном в городе многоуровневом паркинге на улице Пушкина и 110 мест в двух подземных гаражах напротив автовокзала для 350-тысячного города?

По словам председателя гаражного кооператива «Пороховая Авто» Елены Вашкевич, 55 подземных машино-мест были распроданы сразу еще в 2008 году владельцам квартир. Однако до сих пор они не сданы в эксплуатацию, потому что застройщик постоянно отодвигает сроки. Эпопея тянется уже три года: первый срок был установлен в ноябре 2011 года, сейчас обещают сдать к началу ноября.

В ЖК «Лира» машино-места в паркинге предлагают приобрести и жильцам соседних домов. Из 55 парковочных мест сейчас осталось 18 свободных стоимостью 8 800 у. е. каждое, сообщили в УКС Гродненского облисполкома.

А вот на многоуровневом паркинге на улице Пушкина в этом году «аншлаг». Как рассказывает директор многоуровневого паркинга ОАО «Гродножилстрой» Александр Жикунов, еще три года назад никто сюда не торопился.

— Когда в апреле 2010 года ввели паркинг, машин было мало, — вспоминает он. — Сначала ставили дорогие машины, теперь же паркинг занят весь. Чем больше в районе строится домов, тем выше спрос. Уже даже во дворах не хватает мест, куда можно поставить транспорт.

Летом появляются свободные места, так как многие уезжают за город. Сейчас, накануне зимы, автовладельцы задумываются, куда пристроить «коня», поэтому звонков по поводу свободных мест стало больше.
По словам директора, паркинг себя окупает, несмотря на то что обслуживание его влетает в копеечку. Цена одного парковочного места — 300 тысяч рублей, для габаритного транспорта — 320, для мотоциклов — 130, а место на улице — 190 тысяч рублей.

Гродненский «Шанхай»

На выставке «Заглянуть в будущее», которая проходит в ОУПП «Институт “Гродногражданпроект”», главный архитектор проектов Гродногражданпроекта Александр Захарчук обозначил свой взгляд на решение проблемы с нехваткой парковок на Центральном рынке.

— Город перегружен транспортом, но на Центральном рынке ситуацию нужно решать в первоочередном порядке. Руководство поставило задачу сделать эскиз временного паркинга. Я проанализировал все аспекты и предложил два варианта, — говорит он.

Первый вариант на 640 машино-мест разработан с учетом того, что 4-уровневый паркинг не вторгается на территорию рынка. Здесь выдержаны все нормативы, а также учтены расстояния до жилья, расположенного неподалеку кладбища и прибрежной полосы.

Второй вариант — 2-ярусный паркинг на 380 машино-мест, который заберет часть территории рынка. Торговые павильоны предлагается разместить по периметру верхнего яруса.

Однако это всего лишь проектная разработка, эскиз. Затея дорогостоящая, и найти инвестора для строительства не так просто. Пока не найдется заказчик, паркинг так и останется на бумаге.

Дело в культуре?

Но несмотря на экономическую ситуацию и большие капиталовложения, строительство паркингов — это чуть ли не единственный ключ решения проблемы. Так считает администратор сайта «АвтоГродно» Михаил Кунцевич:

— Все свободные участки в Гродно отдаются под строительство жилья и торговых центров. Интересы автомобилистов в таких случаях учитываются в последнюю очередь. Так было с парковкой возле зоопарка, где сейчас стоит торговый центр. Для водителей важно, чтобы парковка находилась недалеко от дома, а ее стоимость пришлась по карману. Но даже по опыту паркинга на Пушкина видно, что и высокая цена аренды машино-места не отпугивает автовладельцев.

Сейчас на Девятовке есть четыре охраняемые стоянки, расположеные по периметру огромного микрорайона. Водителям нужно немало времени, чтобы добраться до них с главных улиц. По мнению Михаила, именно это и становится ключевым фактором — проще поставить автомобиль рядом с домом, даже если и придется заехать на газон.

 

Читайте также:

На улице Суворова жильцы просят больше не строить возле дома парковки

Благоустройство на улице Пушкина: в некоторых дворах деревьев почти не осталось