В котловане Островецкой АЭС временное затишье

На стройплощадке Белорусской АЭС в Островце — временное затишье. Для того чтобы приступить к сооружению непосредственно строений для ядерных установок двух энергоблоков атомной станции, требуется лицензия Госатомнадзора и указ президента.

Подготовительные работы закончены еще в августе. Планировалось, что первый слой бетона под фундаменты основных зданий положат летом. 

Журналистам показали стройплощадку АЭС 17 августа, когда в Островце проходили слушания по вопросам строительства Белорусской АЭС в рамках Конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенции Эспоо). Последующие репортажи вызвали в Литве очередную волну сомнений. Кроме одного: Белорусская АЭС активно строится одновременно с попытками успокоить литовскую общественность и политиков.

— Без АЭС Беларуси не жить и не развиваться, — сказал на слушаниях первый заместитель министра природных ресурсов и окружающей среды Виталий Кулик. — Мы должны уйти от газовой зависимости. Кроме того, наш топливный баланс должен соответствовать европейской структуре, для чего мы активно модернизируем нашу энергетику.

Что здесь будет

По словам заместителя главного инженера ГУ «Дирекция строительства атомной электростанции» Владимира Горина, уже проведена официальная экспертиза проекта и завершена разработка проектной документации, теперь ждут лицензии. Параллельно проводятся тендеры по заказам оборудования длительного цикла изготовления. Это корпус главного реактора, парогенераторы, трубопроводы, турбина, оборудование машинного зала и так далее.

На самой стройплощадке уже хорошо видны очертания оснований первого и второго энергоблоков. Котлован под второй энергоблок, который увидели журналисты, забетонирован и заполнен модулями разного уровня. По выступающим поверхностям высотой от 2 до 8 метров можно понять, где будет турбинное отделение, где установят сам реактор, построят блок водоподготовки, безопасности и так далее. На фоне серого бетона черными пятнами выделяются колодцы дренажной системы. Выполнена так называемая подбетонка: комплекс работ, которые позволяют предохранить пластовый дренаж от механических и тепловых воздействий.

На территории АЭС уже построили и заселили два административных здания: для дирекции станции и генерального проектировщика и подрядчика — объединенной российской компании ОАО «НИАЭП» — ЗАО «Атомстройэкспорт».

Одновременно в рамках подготовительного этапа ведутся работы по созданию основной производственной базы, инженерных сетей. В этом году, как сообщил Владимир Горин, начнется строительство пожарного депо, учебно-тренировочного центра, насосной станции, градирни (охладительной башни) блока № 1.

В самом Островце пустили первый в городе маршрутный автобус. В этом году будет сдано 6 жилых домов. Строят молодежный центр, школу, детский сад.

Атомный ренессанс

Решение о строительстве атомной станции в Беларуси было принято в январе 2008 года. Первый энергоблок должны запустить к 2018 году, второй — к 2020-му. Планируемая мощность 2400 МВт. Проект выбрали российский — АЭС-2006 третьего поколения, уже опробованный в России, Украине, Чехии, Болгарии. Не исключается возможность возведения третьего энергоблока и даже еще одной АЭС, правда, на коммерческой основе.

Как сообщил на слушаниях заместитель министра энергетики Михаил Михадюк, если найдется инвестор, который хочет построить в Беларуси еще одну станцию, власти готовы рассмотреть это предложение.

Интересно, что мирный атом планировали использовать в Беларуси и раньше. С 1983 по 1986 год собирались строить Минскую АЭС мощностью 2 тысячи МВт. Тогда Островецкая площадка даже не рассматривалась. В конце 80-х годов в институте ядерной энергетики Академии наук БССР была спроектирована, создана и запущена уникальная передвижная атомная станция «Памир-63Д». Ее собирались использовать в труднодоступных районах СССР. Но проект не нашел практического применения и доставил множество хлопот при эксплуатации. В Беларуси от амбициозного плана «Памир-63Д» до сих пор остались запасы привезенного уранового топлива и проблемы с хранением ядерных отходов.

Отходы «закопают» на АЭС

Вопрос, где будут храниться отходы Белорусской АЭС, актуален и сегодня.
Для радиоактивных отходов могут построить специальное хранилище-могильник непосредственно на станции (такая практика, кстати, использована на Игналинской АЭС в Литве, там могильник расположен в нескольких километрах от белорусско-литовской границы).

Как рассказал главный инженер дирекции строительства Белорусской атомной станции Анатолий Бондарь, отработанное ядерное топливо договорились (и это закреплено соответствующим соглашением) вывозить в Россию (там строят завод по переработке ядерных отходов, именно он должен будет принять наши 26,7 тонны в год. — Прим. авт.). Радиоактивные же отходы, полученные в процессе работы реактора, останутся на станции. Десять лет они будут храниться в спецкорпусе, а далее необходимо будет построить хранилище на территории АЭС либо перевезти их в специализированное республиканское хранилище. Что делать, окончательно решит программа обращения с радиоактивными отходами до 2030 года, тогда же определятся с финансированием.

Куда ветер дует

Островецкая площадка Белорусской АЭС для литовской стороны сегодня остается одним из самых спорных моментов. Станция строится в 23 километрах от границы и в 50 километрах от Вильнюса.

Белорусские специалисты настаивают на том, что выбрали самое надежное место. Исследования по выбору площадки продолжались с 2006 по 2008 год. Из 74 вариантов остановились на трех: Краснопольская (Витебская область), Кукшиновская (Могилевская область), Островецкая (Гродненская область). Две первые площадки отпали после того, как ученые обнаружили под ними залежи мела, что не исключало образования пустот и значительно удорожало проект. Возле Островца такой проблемы не оказалось.

Учитывая сомнения соседей, ОВОС (отчет по воздействию на окружающую среду) после первых обсуждений три года назад был дополнен по целому ряду позиций. Как сообщил Виталий Кулик, дополнительно проверили воздействие на прилегающие районы Литовской Республики. Также приведено описание тяжелой запроектной аварии. В частности, непредсказуемый катаклизм, как на Фукусиме, где сошлись и землетрясение, и цунами. Приняты замечания по тепловому воздействию на реку Вилию, откуда будет происходить забор воды в градирни. Теперь предусмотрена система охлаждения.

Заведующий лабораторией радиационной безопасности ГУ «РНПЦГ» Яков Кенигсберг рассказал на слушаниях, что направление ветра в этих местах изучали по данным за 20 лет и пришли к выводу, что в районе АЭС ветер дует из Литвы в сторону Беларуси, «так что возможный перенос радионуклидов будет в нашу сторону».

Вилия попрощается с лососем?

Еще один спорный момент — речка Вилия, откуда по притоку Полпа планируется забирать воду в градирни для охлаждения реакторов. Это единственная речка в Беларуси, где нерестится семга. Обитающие в Вилии лососевые являются уникальным природным достоянием первой категории охраняемости. Исследователи считают, что искусственные перепады воды в реке до 7–11 сантиметров могут негативно повлиять на популяцию.
Риски остаются, несмотря на то, что именно в отношении Вилии были предприняты дополнительные меры. В частности, после того как охлажденная вода из градирен спускается обратно в реку, ее температуру будут снижать еще больше. Для этого планируют соорудить брызгальный бассейн глубиной 3 метра и длиной 30 метров, где специальными соплами будет разбрызгиваться вода. Об этом сообщил Владимир Корнеев, начальник отдела водного мониторинга Минприроды. Температура воды в притоке повысится не более чем на 2 градуса.

Что касается изменения водного режима, забор будет составлять 7 % от стока реки Вилии, уровень воды снизится на 3–7 сантиметров. Однако это пока теоретические прогнозы.
Для того чтобы заполнить две градирни, потребуется 800 тонн воды. Заполнять градирни будут постепенно, в течение двух недель. Обратного сброса воды в Вилию не планируется.

В Островце строительный бум

Большинство жителей Островца, который недавно из поселка превратился в город, не беспокоятся ни по поводу ветра, ни по поводу реки.

Тихий населенный пункт, окруженный нетронутой природой и чистыми озерами, сегодня как заново родился. Мужское население увеличилось за счет строителей. Непосредственно на площадке АЭС работают вахтовым методом белорусские (мы встретили бригаду из Бреста) и российские специалисты. А жилые дома и садики строят наемные работники, приехавшие по объявлению. Много украинцев. Есть предложения поучаствовать в создании инфраструктуры и от литовских компаний.

Ожидается, что к 2018 году, когда начнется массовый монтаж оборудования, сюда приедут свыше 8 тысяч работников. В будущем население Островца увеличится до 40 тысяч человек. Появились и первые крупные инвесторы: турецкая компания собирается вложить 30 миллионов долларов в строительство гостиницы в центре, в деревне Ольховка появится агротуристический комплекс.

Не исключается, что стоимость электроэнергии для потребителей в Островце будет дешевле после того, как заработает АЭС. Такую практику используют во многих странах. Кроме того, теплую воду можно будет использовать для хозяйственных нужд, например, для отопления теплиц.

У россиянина Владимира Горина вся семья — атомщики, и жена, и сын. Островец они считают последним пунктом в кочевой жизни. Заместитель главного инженера за три года успел построить домик в деревне и купил баньку.

Справка «ВЭ»

Проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства Белорусской АЭС является российская компания ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект» (НИАЭП) — ЗАО «Атомстройэкспорт». За основу проекта Белорусской АЭС принят разработанный Санкт-Петербургским научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом «Атомэнергопроект» (СпбАЭП) проект «АЭС-2006», по которому в настоящее время возводится Ленинградская АЭС-2.

Стоимость проекта, по последним данным, — от 6 до 10 миллиардов долларов. Объем производства электроэнергии составит до 30 % от суммарного в Беларуси.
Расстояние от центра площадки до границ сопредельных государств: до Литвы — 23 км, до Латвии — 110 км, до Польши — 200 км.