Легендарный тренер Ренальд Кныш об Ольге Корбут, ошибках спортивных чиновников, ревности и любви

Его считают нестандартным человеком. Подготовив двух олимпийских чемпионок, Кныш оставил спорт, чтобы продолжить писать стихи и выпускать книги. Его называют скандальным тренером: обвиняли в сексуальных домогательствах и в борьбе против системы. А он считает себя поэтом и тренерскую карьеру называет временным перерывом в творчестве.

Фото Виталия Дернейко

В 2011 году наставник отметил круглую дату. С тех пор о Ренальде Ивановиче не вспоминают. Заслуженному тренеру СССР 10 сентября исполнилось 82 года. Сейчас он по-прежнему переживает за спортивную гимнастику и огорчается, что его не слышат.
Как сейчас живет почетный гражданин Гродно и что он не простил Ольге Корбут, Ренальд Иванович рассказал в беседе со спортивным обозревателем «Вечёрки».

Где новые звезды гимнастики?

Мы встретились с прославленным тренером у него в квартире на улице Советских Пограничников. Ветеран спорта сохраняет бодрость духа и огорчается, что нынешняя спортивная гимнастика находится в кризисе. Ведь последняя олимпийская медаль была завоевана в 1996 году Виталием Щербо. С тех пор в Беларуси так и не появилось новых чемпионов.

В 2001 году Ренальд Кныш выпустил книгу «Как делать олимпийских чемпионов». В ней подробно описывается процесс тренировок: с чего начинать подготовку спортсмена, какие элементы должны быть в основе, когда следует учить гимнаста или гимнастку сложным элементам. Это пособие напечатал на своих страницах «Прессбол».

— Мою книгу спортивные верхи посчитали вредной и работать по ней отказались. Говорили, что я унижаю спортивное руководство, но ведь чиновники не тренируют гимнастов. После провала в Пекине российские тренеры обращались ко мне за помощью. На последней Олимпиаде в Лондоне их гимнасты завоевали медали. Сказали, что использовали мои методики.

Ренальд Иванович винит в происходящем в гимнастике спортивных чиновников, которые прислушиваются к мнению олимпийских чемпионов. Победители тщеславны и не хотят, чтобы их превзошли последователи. Тем более тренировочный процесс достаточно трудоемкий, и чемпион без образования вряд ли воспитает себе подобных.

— Наша главная беда, что олимпийских чемпионов ставят на руководящие должности, но они не знают, как тренировать. Спрашивать нужно у специалистов, а не спортсменов.
Слава скоротечна. К Олимпиаде 1972 года Ренальд Кныш готовил своих подопечных в Минске. За занятиями гимнасток наблюдала молодой тренер Любовь Мироманова. Потом она сама подготовила олимпийскую чемпионку, все говорили, что ей повезло с ученицей, а на наставницу внимания не обращали. Спустя две недели после победы Мироманова покончила с собой.

— Самое оскорбительное для специалиста — то, что его не признают. Мне говорили, что торжество настает во время звучания гимна после победы на Олимпийских играх. Потом начинается самое тяжелое, ведь о том, кто ковал эту победу, просто забывают.
Наставник не понимает, почему в истории спорта не находится места тренерам. Все помнят достижения спортсменов, а о тех, кто их создавал, забывают. Ренальд Иванович приводит в пример стелу Олимпийской славы стадиона, на которой есть имена чемпионов и призеров Игр, но нет ни одной фамилии тренера. Он предлагает сделать рядом с памятником их аллею славы.

Обида на Корбут не проходит

Ренальд Иванович постоянно ставил перед собой максимальные цели. Он был уверен, что спортивных высот достигают только те, кто к этому стремится.

— Тренер должен быть вдохновителем, чтобы ученик верил ему. Мне приходилось уверять Ольгу Корбут, что она самая красивая, самая умная, самая талантливая. Если спортсменка верит в искренность, то у нее все получится.

Мать Ольги Корбут не верила, что ее дочка будет олимпийской чемпионкой:

— Говорила, что я мучил Олю на тренировках, а после победы в Мюнхене «спасибо» от них я так и не услышал.

В конце 90-х Ольга Корбут написала книгу, в которой рассказала о сексуальных домогательствах своего тренера во время игр в Мюнхене. Ренальд Кныш называет это клеветой и считает, что его воспитанница гналась за званием лучшей спортсменки столетия.

Для этого Корбут была необходима популярность.

— Последний раз мы виделись больше 20 лет назад, когда журналист Борисевич писал книгу. Но в ней ни было не одного плохого слова в мой адрес. У меня в уме это не укладывается. Даже Леонид Борткевич в своей книге писал, что я ее избивал, что из-за меня у нее были 23 перелома. Если бы это было правдой, она все время находилась бы в гипсе. Ей пришлось бы оставить спорт.

Ренальду Кнышу предлагали приехать в Москву на съемки программы Андрея Малахова «Пусть говорят». Обещали позвать Ольгу Корбут, но тренер участвовать в этом шоу отказался.

Гродненские гимнастки собирали стадионы

Специалист уверяет, что спортивные результаты лучше всего влияют на имидж страны за рубежом. В 1973 году Ренальд Кныш был на приеме у президента США Никсона. Глава государства искал на карте, где находится этот самый Гродно. После Никсона советскую делегацию приглашали еще десять президентов:

— Стадионы были заполнены до отказа. Мы ездили с показательными выступлениями по всему миру и видели, как популярна спортивная гимнастика. Мне предлагали работу чуть ли не в каждой стране. Вот сейчас смотрю прогноз погоды в Португалии и думаю, какой хороший климат (смеется).

Нынешняя спортивная гимнастика отличается от той, которую проповедовали в Советском Союзе:

— Из спорта выбросили всю эстетику, осталась сила и грубость. Люди это не воспринимают, им нравится воздушность и легкость. В те времена трибуны сходили с ума, не давали продолжать соревнования, требовали повышения оценки. Но никогда судьи не изменяли своего решения. Нам было легче выступать на международных соревнованиях, нежели на чемпионате Союза. Там судейство было слишком предвзятым.

Лучшая гимнастка осталась в запасе

На сборах с Еленой Волчецкой Ренальд Иванович не захотел сокращать программу выступления, как того требовал старший тренер сборной. Их выгнали со сборов, но затем Волчецкую повезли на чемпионат мира в Болгарию:

— Я просил ее ничего не менять. После тренировки она позвонила мне и сказала, что на опробовании весь стадион смотрел только на нее. Я был уверен, что она выиграет, слушал радио, но так и не услышал знакомую фамилию. Как мне потом рассказал один знакомый, ночью все тренеры собрались и решили, что Волчецкой нельзя давать право становиться абсолютной чемпионкой. Они хотели, чтобы их спортсменки заняли высокие места. На соревнования Елену не поставили.

Любовь и спорт

Ренальд Иванович был женат на своей воспитаннице Тамаре Алексеевой. Рассказывает, как трудно тренировать двух ревнивых влюбленных спортсменок:

— Я должен был заставить спортсмена работать. Нужно быть неформальным, говорить им комплименты, тогда они влюбляются в своего наставника. Это мешает нормально готовиться, они отвлекаются и делают все назло. Покорить тренера хотели все — это было дороже любых олимпийских медалей.

Справка «ВГ»

Заслуженный тренер СССР по спортивной гимнастике Ренальд Кныш воспитал первую гродненскую олимпийскую чемпионку Елену Волчецкую, чемпионку СССР Тамару Алексееву, а также четырехкратную олимпийскую чемпионку, двукратного серебряного призера Ольгу Корбут.

{avsplayer videoid=1}