Продажный вопрос: честь и торговля несовместимы?

«Honor i handel to rzechy niezgodne» — Честь и торговля несовместимы. Именно так выражала свое отношение к торговле шляхта Речи Посполитой в Средние века. А вам какой тезис ближе: приведенный выше или, к примеру, такой: «Торговля — двигатель прогресса»?

«Honor i handel to rzechy niezgodne» — Честь и торговля несовместимы. Именно так выражала свое отношение к торговле шляхта Речи Посполитой в Средние века. А вам какой тезис ближе: приведенный выше или, к примеру, такой: «Торговля — двигатель прогресса»?

У тех, кто «торговлю» считает неким постыдным, недостойным занятием (почти проституцией), а эпитеты «жулье», «вшивые блохи», «барыги» — самыми точными названиями для продавцов, имею честь спросить:

— Как вы смотрите на то, что вся наша жизнь — это сплошной торг? И каждый из нас с самого рождения выступает то в роли продавца, то в роли покупателя?

Суть торговли — это обмен и наличие как минимум двух сторон. Когда мы заботимся о ребенке, вкладываем в него душу и средства, то подразумеваем, что он также будет заботиться о нас, когда мы состаримся. И если случается, что в старости за человеком некому присмотреть, то приходится нанимать кого-нибудь постороннего уже за деньги.

Обратите внимание, сколько вокруг нас брошенных стариков? Причем точно известно, что дети у них есть и давно взрослые. В этом случае было бы правильно и морально, если бы такой «ребенок» просто отдал эмоциональный  и материальный вклад,  полученный от родителей в детстве.

Можно ли такое положение вещей назвать сделкой? По-моему, можно. И это была бы хорошая сделка.

Почему так в жизни происходит? Ответ будет таким: уж очень затянулся переход от ранее привычного социалистического уклада жизни с высоким значением общественного мнения и относительными социальными гарантиями к рыночному, где каждый в течение жизни может заработать себе на достойную старость.

Посмотрим, что происходит в школе. Есть ли продажи здесь?

Думаю, что есть. Знания учеников оцениваются. Слышите знакомое слово — цена? Скажете, что эта оценка не материальна? Не соглашусь. Хорошие оценки очень легко, даже при незначительных продажных навыках, трансформируются в велосипеды, смартфоны, ролики и другие нужные вещи. Вот и все. Продажный цикл завершен.

Но наиболее ярко проявляется продажный эффект при поступлении на работу. Соискатель (он же продавец) обладает товаром в виде знаний, навыков, личных качеств, которые оценивает наниматель (он же покупатель), предлагающий свою цену за этот товар в виде заработной платы.

Воспринимаете ли вы этот процесс как акт продажи? Могу сказать с большой долей уверенности, что 90% кандидатов-соискателей не воспринимают.

Все в жизни имеет цену. Не все можно купить за деньги. Каждый знаком с этим изречением. Остается выяснить: а за что покупается остальное, что нельзя купить за деньги? Ответ «за большие деньги» — не предлагать.

Не поднимаясь до высоких категорий, предложу такой вариант, как эмоциональный вклад.

Эмоциональный вклад равен денежному. Не согласны? Тогда оглянитесь вокруг. Пожалуй, в каждой организации найдется человек, а порой и не один, обласканный вниманием, денежной должностью и прочими сопутствующими благами, при этом не представляющий из себя ничего хорошего как профессионал. Знакомо, не правда ли?

Почему же так происходит? Человек эмоционально поддерживает руководителя, делает эмоциональный вклад и получает за это вознаграждение!

Перефразируя известные лозунги, можно утверждать: «В жизни всегда есть место продажам» и «Жизнь — ярмарка, в которой мы продавцы и покупатели».

Так почему же существует в обществе негативное отношение к торговле, продавцам, даже технологиям продаж? Можно даже говорить, что этот негатив передается из поколения в поколение.

Мое мнение: все дело в элементарном незнании торгового дела, неумении торговать, нежелании изучать его и зависти к тем, кто умеет, знает, изучает и, как правило, успешен!».

В крупной компании столкнулся с тем, что сотрудники отдела продаж называли свой отдел продажным, а себя — продажниками, как бы примеряя на себя некую маску. Если применить в этом случае метод психоанализа Зигмунда Фрейда, то делают это они для обеспечения себе внутреннего комфорта, зная в целом не очень позитивное отношение большинства населения — а в их случае потенциальных покупателей — к продавцам, они заблаговременно рядятся в продажные одежды и контактируют с клиентами, находясь в одной с ними карте реальности.

Что же делать? 

Изменить стереотип поведения населения — бесперспективная идея, а вот попробовать измениться самому — очень даже можно. А первый шаг для этого должен быть следующим: средневековый флаг с лозунгом, помещенным в эпиграф, сдаем в музей и с воодушевлением принимаемся за изучение продажного дела. Уверен, будете довольны!

 

Мнение колумнистов может не совпадать с мнением редакции