Тайны Старого замка: Прусский след

Когда-то прусские племена занимали территорию от Мазурских озер до Куршской косы, оставаясь одними из последних язычников почти в центре христианской Европы.

Некоторые историки считают, что гродненская башня могла напоминать Каменецкую вежу

 

 

Но с того момента, когда войну против пруссов приравняли к крестовым походам в Палестину, их судьба была предрешена — от желающих прославить себя в сражениях с язычниками не было отбоя. Например, один из таких походов на Самбию (провинция, часть Восточной Пруссии) возглавил чешский король Оттокар II. Но больше всего в войне против пруссов преуспел Тевтонский орден, пришедший на берега Балтики из Трансильвании, где до этого сражался с половцами. В результате крестоносцам досталась не только захваченная страна, но и ее название — Пруссия.

Дольше всех Тевтонскому ордену сопротивлялась Судовия — Ятвягия, самая восточная среди прусских земель, которая как раз граничила с Гродненским княжеством. После десятилетия походов и кровавых сражений Скуманд, последний из вождей судов, вынужден был, согласно немецкой хронике,  «со всей челядью и друзьями уйти из земли своей» еще дальше на восток. Возможно, именно этот эпизод попал на страницы летописи: «Придиша Прусы к Тройдену из своей земли неволею передъ немцы. Он же принял их  и посадил часть в Городне, а часть их посадил во Въслониме».

Так пруссы попали в Гродно. В 1277 году галицкие князья в последний раз осадили наш город. Правда, на этот раз поводом для очередной войны стало как раз то, что литовский князь Тройден поселил в Гродно язычников, сбежавших от преследования крестоносцев. Вместе со своими союзниками  татарами галичане опустошили окрестности и даже захватили каменную башню, которую, к слову, защищал гарнизон из прусских воинов. Летописец так передает ход битвы: «Столп бо был каменный высокий перед воротами города, и заперлись в нем Прусы, и нельзя мимо оного было пойти к городу, бо побивали со столпа того; и тако приступили к нему и взяли, и страх же велик и ужас пал на город, и были аки мертвые стоявшие на стенах города, узнав о взятии столпа, так как на него было упование их».

 

 

Кстати, это еще одна загадка Старого замка, так как ни время постройки башни-«столба», как и, собственно, ни место, где она находилась, ни ее внешний вид точно не известны.

А дальше происходит самое неожиданное. Скуманд, а вместе с ним и часть пруссов, «утомившись изгнанием, вернулся в землю родины своей», поскольку галичане уже ушли из этих земель. А в 1284 году Гродно, как место убежища язычников, неожиданно захватывает магистр Тевтонского ордена Конрад Цирнберг. Это был тот самый повод, которого так не хватало ордену, чтобы начать вторжение на земли, бывшие христианскими уже не одно столетие.
Догадайтесь, кто привел немецких рыцарей под стены Гарты — как называли замок крестоносцы? Все тот же Скуманд, который вдруг «стал ревнителем веры, славным вождем народа христианского» — другими словами, перешел на сторону крестоносцев…

Правда, согласно историку Г. Ловмянскому, это был только повод, так как сам Гродно являлся базой для нападения Литвы на соседние Пруссию и Мазовию. И все же повод достаточно весомый…

 

Читайте также:

Тайны Старого замка: Темные времена в истории Гродно

Тайны Старого замка: От фактории к дединцу

Тайны Старого замка: Викинги? Викинги. Викинги!