В Гродно едет «Фантомас». На Кургане Славы рядом с танками хотят поставить истребитель

Всепогодный истребитель МиГ-25 из города авиаторов Щучина хотят перевезти на Курган Славы в Гродно. Вот только щучинцы считают, что памятник должен остаться «на родине».

 

 

Готова площадка для будущего экспоната

В Щучине в знак памяти о том, что в городе располагались авиационные полки армии СССР, установлены два самолета: один из них, МиГ-25, стоит во дворе бывшего военного городка, а другой, МиГ-19, — на постаменте рядом с озером. Сейчас истребитель из военного городка хотят переместить в Гродно в музей военной техники под открытым небом возле Кургана Славы. Готова площадка для будущего экспоната: небольшой «квадрат» вдоль тротуара, напротив танков, забетонирован и огорожен красно-белыми ленточками.

— Решается вопрос, каким образом его транспортировать. Несмотря на то что остался только корпус (внутри разобран), весит истребитель 15 тонн, длина 22 метра, а размах крыльев не меньше 14 метров. Нужна специальная техника, — рассказал заместитель генерального директора по идеологической работе ОУПП «Гродненское городское жилищно-коммунальное хозяйство» Сергей Семашко.

 

Самолет будут охранять

Между тем перемещение истребителя из райцентра в Гродно вызвало спор среди местных жителей.
Одни считают, что смена «прописки» вдохнет в памятник новую жизнь. Несколько лет назад истребитель передали на баланс жилищно-коммунального хозяйства в Щучине. За это время техника пришла в ужасное состояние: спущены колеса, осталась только коробка.

— Самолет не является памятником истории культуры, поэтому и надлежащего ухода за ним не было. Располагается он на территории бывшего военного городка, и туристы его не видят. А в Гродно, до которого всего 60 километров, его поставят на пьедестал, возможно, отреставрируют. Самолет будет под постоянной охраной, — пояснил начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Щучинского райисполкома Сергей Касперчук.

Куда пропали три самолета из Гродно

Другие жители Щучина считают, что памятник должен остаться на родине.

— А если Коложскую церковь перенести в Минск и поставить рядом с Национальной библиотекой только потому, что там ее увидят больше туристов? Этот самолет — память о двух полках и погибшем экипаже из Щучина — к Гродно никакого отношения не имеет. Поверьте, разбирать по деталям самолет никто из щучинцев не станет, так как местные уважают историю авиации и не допустят, чтобы памятник разрушился. Яркий пример тому — МиГ-19С, который бывшие авиаторы отремонтировали своими руками, — уверен крупный специалист в истории авиации Гродненщины уроженец Щучина Дмитрий Киенко.

Он  опасается, что МиГ-25 ожидает та же судьба, что и три самолета, которые уже были в Гродно, но исчезли. Когда-то на Кургане Славы стоял Су-17, а в городском парке —
Ту-124. Был и Ан-2, о котором наверняка помнят выпускники школы на Советских Пограничников. Очень хочется, чтобы так же не случилось с четвертым самолетом — единственным сегодня

МиГом-25. Именно этот самолет был собран в середине 80-х годов и считался учебным. Иногда его использовали в качестве тренировок для пилотов или разведки погоды.

 

Справка «ВГ»

МиГ-25ПУ с бортовым номером «18» стоит в Щучине почти 15 лет. Это памятник летчикам 10-го отдельного разведывательного авиационного Московско-Кенигсбергского Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени полка (в/ч 21803), базировавшегося здесь до 90-х годов. Служил в 61-м истребительном авиационном полку 2-й отдельной армии ПВО в Барановичах. По сути, самолет считается и памятником в честь погибших летчиков 151 полка РЭБ подполковника Александра Новокрещинова и капитана Александра Пивовара. Самолеты расформированного авиационного полка радиоэлектронной борьбы перегоняли на авиаремонтный завод в Барановичи, чтобы переработать на металл. Выполняя прощальный пилотаж над городом, экипаж не смог вывести самолет из пикирования и на глазах своих родных разбился. На месте трагедии установлен памятник в виде уходящей в землю хвостовой части самолета МиГ-21.

 

Интересные факты

МиГ-25 заправляли спиртом

Примечательно, что для заправки самолета требовались сотни литров спирта и спирто-водяной смеси. Гремучую смесь прозвали «масандрой» и расшифровывали как «Микоян Артем, сын армянского народа, дал радость авиаторам». Поговаривают, что когда создавали самолет МиГ-25, генеральному конструктору Артему Микояну предложили заменить спирт на более дешевую жидкость, чтобы она не осела в желудках несознательных авиаторов. Тогда он сказал: «Если Родине будет надо — полетим на армянском коньяке». Также топливо называли «шилом» или «шпагатом».

За большую вместимость баков легенду советской авиации  военный истребитель МиГ-25 прозвали «гастрономом», за огромные «уши» боковых воздухозаборников — «Фантомасом», а за угловатые формы — «летающим чемоданом».

МиГ-25 считается самым скоростным боевым самолетом в мире (максимальная скорость — 3 395 км/ч) и внесен в Книгу рекордов Гиннесса. На этом истребителе установлено 30 мировых рекордов, ему покорилась немыслимая высота в 37 650 метров. Шесть его создателей удостоены Ленинской премии, а американцы присвоили русскому суперджету почетную кличку — хитрый лис. Это был первый в СССР самолет, который оснащен бортовой цифровой вычислительной машиной.

 

В тему

В Грузии, к примеру, владелец детского сада Гарри Чапидзе купил списанный самолет Як-40 и установил его на территории сада. «Яшу» отремонтировали и переделали в игровую комнату для детей.

Читайте также:

Фотофакт: Танк с Кургана Славы переехал в Коробчицы

Пропавший БТР из Зарицы нашелся в Минске

Мнение: Пешеходную улицу отдайте пешеходам