Лесные дары: как зарабатывают на ягодах

В этом году Гродненская, Брестская и Гомельская области займут лидирующие позиции по урожайности дикорастущих ягод и грибов.

Фото из архива ВГ

Об этом говорят ученые из Института леса НАН Беларуси. Затянувшаяся зима способствовала урожаю. Те, кто привык зарабатывать на лесных дарах, не согласны, жалуются, что год не удался. Чтобы собрать ведерко ягод, нужно проходить целый день. С грибами еще проблематичней — кот наплакал.

Лесные ягоды можно купить на каждом рынке. Цены приблизительно одинаковые, с разбежкой в две­три тысячи рублей. За стакан черники и малины  просят пять тысяч, за литровую банку черники — тридцать, а вот литровая банка малины обойдется в шестнадцать тысяч.

 

Семейный бизнес

— А почему так дорого? — громко возмущается женщина, узнав, что за литровую банку черники ей придется отдать 32 тысячи рублей, в то время как у соседей по прилавку она стоит 28.

— А что, я вам за «спасибо» ягоды собирать должна? Сами тогда в лес идите! — обиженно отвечает старушка.
Как оказалось, чернику, которую продает Лидия Францевна, ее сын покупает у односельчан, а чтобы немного заработать, приходится слегка завышать цену.

— А люди сами к нему ведрами несут: кому¬то на бутылку надо, кому на конфеты. Знают, что сын по выходным ездит в Гродно, вот и собирают. Это же лучше, чем за 10 тысяч сдавать. Сын в два раза больше платит, — рассказывает о семейном «бизнесе» Лидия Францевна. — Пока он свои дела в городе решает, я продаю.

— Ваш сосед ягоды на четыре тысячи дешевле отдает — к нему больше пойдут, — констатирую я.

— Вы не правы! У меня ягоды красивее, крупнее. Можно и у него покупать — он раньше домой пойдет. Тогда уже у людей выбора не будет, — не сдается бабушка.

 

Лето поработаю — куплю новый телефон

Среди продавцов не только несговорчивые старушки. Часто можно встретить и детей. Шестиклас¬снику Лешке деньги нужны на мобильный телефон. Говорит, у всех одноклассников уже есть «андроиды», а ему родители покупать не хотят, поэтому деньги копит сам. Успевает ягоды и заготовителям сдавать, и на рынок бегать.

— Ягод в лесу много. Ходим с друзьями: кто­то за компанию идет, кто­то тоже подзаработать. Если приношу на рынок, сперва смотрю, у кого какие цены: можно же немного уступить, тогда очень быстро раскупают. За сэкономленное время я еще столько же насобираю, — рассуждает мальчишка.

— А грибы в лесу есть? — интересуюсь.

— Честно, не обращал внимания. Я в них не разбираюсь. Было бы хорошо еще и грибы продавать, но вдруг не тот возьму, отравлю кого. Сейчас столько ложных грибов появилось. Те же лисички. Сколько бабушка ни рассказывала, чем они отличаются, в лесу они мне все равно одинаковые…

 

А грибами и не пахнет

Сколько ни пыталась найти на рынке разнообразия грибов, все тщетно. На центральном лисички были только у одного продавца. За полулитровую банку он просил всего 20 тысяч. То же было и на мини¬рынке возле магазина «Брест». Про белые грибы сказать нечего.

Наблюдаю оживленный диалог, в котором каждый отстаивает свои интересы: женщина хочет купить грибы, а мужчина выгодно их продать.

— Ну зачем вы мне таких «коней» кладете, мне для солянки маленькие нужны!

— Ну так порежете. Что, мне сейчас все ломать, чтобы вам маленьких навыбирать? Забирай все! — И указывает на ведро.

— Столько не надо, мне баночки две, но маленьких. Ой, а почему они такие сморщенные?

— Девушка, а что вы хотите, засуха такая стоит!

— И вы за них 20 тысяч требуете! Когда они и половины этой цены не стоят!

— Я же вас не заставляю брать. Покупайте у других.

— У других нет, а мне надо, — разочарованно отвечает женщина и, понимая, что уступок не будет, берет то, что есть.

 

Что почем

Собирая грибы по правилам, надо помнить, что размер шляпок должен быть не менее 1,5 сантиметра в диаметре. Об этом говорят и заготовители, которые скупают грибы у населения. За килограмм дают 25 тысяч рублей.

По словам начальника управления заготовок Гродненского облпотреб­общества Елены Жук, из¬за сухой погоды заготовкой грибов еще не занимались. Пока — только ягоды.

— На сегодняшний день заготовлено 375 тонн черники (в прошлом году было 490), — говорит она. — Закупочные цены меняются. Черника идет только на экспорт. Поэтому закупочная цена зависит от экспортной цены. Вдобавок заготовкой в области кроме кооперации занимается множество других структур, что тоже влияет на цену. Вначале сезона килограмм ягод стоил 12 тысяч рублей, сейчас — до 16. Малину в этом году пока никто сдать не предлагал.

 

Лес любит аккуратных

Ольга Никифоровна из Поречья утверждает, что сам человек виноват в том, что даров леса с каждым годом все меньше:

— Мы пятьдесят лет ходим в лес. В последнее время, когда начали приезжать закупщики, все чаще наблюдаем, что чернику собирают ковшами, после чего на кустарнике даже листьев не остается. Так же расправляются и с грибами: граблями сгребают, после чего и мох, и грибница выворочены. На этом месте в следующем году ничего не будет. Хорошо было бы штрафовать таких вредителей.

Помните, что на восстановление испорченных ягодника или грибницы требуется много времени. Поэтому, прежде чем ждать щедрости от леса на следующий год, подумайте о бережном отношении сейчас.

 

Читайте также:

Чудодеи из Давид-Городка. Репортаж с самой большой грядки страны

В Гродно предлагают приравнять семена мака к наркотикам