Заболоть, которой нет. В городскую деревню не ходит даже автолавка, а люди прописаны по «несуществующим» адресам

Официально Заболоть несколько лет назад поделили и одну часть присоединили к Гродно. Теперь кто живет в городе, а кто в деревне, толком не знают даже местные жители.

Где находится граница? Кто-то считает, что с правой стороны дороги — деревня, слева — город, кто-то делит до поворота на ферму, а кто-то уверен, что к селу относятся отдельно выбранные домики.

 

Ориентация по знаку

В апреле 2008 года Заболоть внесли в черту города, установили знак, указывающий границу. Но уже через несколько месяцев решение изменилось: населенный пункт разделили на две части. Жителям объяснили, что, по нормам, ферма не может находиться в черте города, поэтому вместе с ней к Путришковскому сельсовету отошла и часть домов.

— А вы смотрите: где написано улица Заболоцкая — это город, а где просто номер дома — это уже деревня, — объясняет 75-летняя Нина Осина. — Чему здесь удивляться, что люди не знают, где живут. Я прописана в деревне Заболоть Путришковского сельсовета, а мой сын — Ленинском районе города Гродно, хоть и живем под одной крышей.

Дом Ольги Санасек относится к деревне, прописка в паспорте соответствующая. Но счет в банке открыть она так и не смогла. Якобы в базе банка этого места не существует. Деньги за коммунальные услуги принимают, а когда стал вопрос о накопительном счете, возникли проблемы.

В РУП «Гродненское агентство по госрегистрации и земельному кадастру» найти дом женщины так и не удалось. Там разъяснили: если адрес есть на бумаге, а в реестре его нет, не привязан к местности географически, значит, адрес вообще не существует.

— В 2008 году по всей республике был создан Единый государственный регистр недвижимого имущества.  Адреса сейчас электронные, они вшиваются в карту геокодом (географически привязываются к местности). К реестру адресов подключены все ведомства республики: банки, налоговые, прокуратура, паспортный стол, адресное бюро. Чтобы не было проблем, жителям надо подойти в агентство и правильно зарегистрировать землю и дома, после чего в паспортном столе им сделают правильную прописку, — рассказала специалист РУП «Гродненское агентство по госрегистрации и земельному кадастру» Ирина Хвесюк.

Оказалось, что границы все же есть: 14 участков примыкают к городскому микрорайону Заболоть. Город заканчивается улицей Заболоцкой, 27, а с 29 дома  начинается деревня. Многие номера деревенских домов не менялись, и это также внесло определенную неразбериху.

 

В город ходят пешком

Кроме путаницы с местоположением, в Заболоти есть проблемы и с транспортом. Географически она расположена между Путришками и Малыщино, в обе стороны по три километра. Общественный транспорт сюда не ходит, автомобиль позволить себе может не каждая семья, потому в город добираются пешком.

— Даже если машина есть, это не всегда спасает. Сын ездит на работу к восьми утра, а мне в поликлинику к двенадцати, я же не могу поехать с ним. У меня семеро внуков, все учатся в городе, в разные смены, посещают секции. Как за них не волноваться? —  сетует Нина Осина. — Правда, детей, которые учатся в Путришках, собирает школьный автобус.

Неоднократно жители писали обращения в различные инстанции.

— Не могут городские автобусы организовать, пустили бы пригородные. В сторону Озёр транспорт идет каждые полчаса, часть можно пустить через нас, и проблема решена, — размышляет местный житель Сергей.

В автобусном парке города Гродно разъяснили, что автобус в деревню Заболоть пустить нельзя, так как не выполняются технические условия: ширина проезжей части с тротуарами должна быть не менее 7 метров, а без них — не менее 9. В деревне дорога настолько узкая, что автобус не сможет даже повернуть. Нет разворотной площадки радиусом не менее 37 метров с пятачком для посадки и высадки пассажиров, карманов для подъезда автобуса. Остановка должна освещаться. «Ни одно из этих условий не выполняется», — пояснил начальник отдела перевозок и маркетинга ОАО «Автобусный парк города Гродно» Дмитрий Пацуй.

А по деревне ездят… на фурах

Общественный транспорт не ходит, зато узкие улицы полюбились водителям грузовиков. Возможно, это связано с отсутствием знаков. Возят скотину, строительные материалы, скорость никто не сбавляет.

 

 

 

— Дорожный знак с ограничением скорости проблему не решит: если сотрудников ГАИ поблизости не будет, водители не станут соблюдать правила. Жителям деревни необходимо обратиться в ГАИ с официальным письмом, после чего наши сотрудники выедут на место и решат, нужен ли тут знак или «лежачие полицейские», — сообщил старший инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Олег Дук.

— Вот так и ходим, пока машина не собьет. В том году семья из города возвращалась: мужчина шел спереди, а жена с ребенком позади. Мужчину сбили насмерть, — рассказывает Галина Воронко. — А сын зимой возвращался домой, его зацепила фура, хорошо, что в кювет покатился, только это спасло.
Даже если не надо в поликлинику или на работу — в город идти придется. Раньше продукты в деревню привозила автолавка, в этом году машина перестала приезжать.

— Невыгодно, наверное, — вздыхает Анна Чупрай.

Зато горожане полюбили Заболоть за близость к городу. Здесь быстро вырос коттеджный поселок. Аркадий несколько лет назад купил домик под дачу, а после того как эту часть деревни внесли в черту города — продал квартиру и переехал сюда жить.

— Одно дело, когда ты в тесной многоэтажке с проблемными соседями живешь, а здесь я сам себе хозяин. У меня свой сад, огород, шашлыки можно делать в любое время. Дети собаку хотели, но мы не могли себе позволить. А самое главное: вроде ты на природе, но по бумагам — в городе, — радуется мужчина, поглаживая добродушного зенненхунда.