Четыре года гродненка спит под кустом

«Помогите пристроить женщину-бомжа. Я уже давно вижу, как она сидит под магазином на улице Советских Пограничников, кормлю ее. Даже бездомным собакам стараются найти нового хозяина, а помочь человеку никто не хочет» — с такой необычной просьбой обратилась к нам читательница Жанна Анатольевна. Журналистка «ВГ» решила узнать, как и кто может помочь бродяжке.

 

 

«Ушла на улицу, потому что зять бьет»

Мы отправились на поиски. Нашли ее спящей под кустом, недалеко от памятника воинам-пограничникам. Мимо снуют прохожие, но никто на нее не обращает внимания. На улице примерно плюс 30. Из-за жуткого запаха, который только усугублялся в жаре, находиться рядом с ней невозможно даже на расстоянии двух метров. Спутанные седые волосы, грязные спортивные штаны, потрепанные шлепанцы подтверждали, что женщина не видела удобств довольно давно.

Узнали, что зовут ее Галина Антоновна. «Помогите мне встать», — были ее первые слова. Но самостоятельно держаться на ногах она не могла. Выяснилось, что женщина может двигаться с трудом. «Знаю, что у нее было сломано бедро, поэтому Галя в основном сидит под магазином. За день может перейти к больнице скорой помощи, где ночует на лавочке. Посмотрите, у нее все руки в ранах и язвах. — Показала Жанна Анатольевна, снимая с Галины куртку. — Это и ожоги, которые получила на солнцепеке». На правой руке у нее гипс. Сколько времени носит шину, женщина вспомнить не смогла. Когда-то белый бинт стал серым, а под ним — запревшая кожа.

Ей 58 лет. Есть паспорт, назвала адрес регистрации. По ее словам, пенсию получает дочка, на которую написала доверенность. Сама живет на улице — на подачки от прохожих. Действительно, в пакете увидели половинку батона. «Вчера я ей принесла курточку, потому что жаловалась, что ей холодно, — добавила Жанна Анатольевна. — А муж постоянно дает деньги, когда проходит мимо. Я ему говорю, чтобы давал продукты, ведь у нее, беспомощной, могут все отнять».

На вопрос, почему не живет дома, ответила: «Зять бьет. Сколько с переломанными ребрами ходила. А у дочки малый ребенок, два годика». Выяснить, сколько времени она живет на улице, так и не удалось. Галя сначала сказала, что месяц, потом — полгода. «Мне бы помыться», — тихо шептала она.

 

 

Постоянные клиенты

Обратились в «скорую». Бригада неотложки приехала за Галей после нашего разговора с главврачом. «Это наши постоянные клиенты, — рассказал работник «скорой помощи». — С такими каждый день сталкиваемся». Принесли тент и погрузили женщину с пожитками в машину.

Сотрудники БСМП хорошо знакомы с Галиной Антоновной. И сразу же называют ее фамилию. Галя уже 4 года периодически ночует на территории медучреждения и в окрестностях, а посторонним это не положено. Выбирает и другие больницы, рассчитывая попасть в приемное отделение. Сейчас Галя в БСМП, ее отмыли, переодели, ставят капельницы. Врачи говорили, что женщина не хочет жить дома. Несколько лет назад она сбежала сразу же после того, как ей сняли аппарат Илизарова после перелома бедра.

По словам директора центра социального обслуживания населения Октябрьского района Ирины Скребцовой, на Галину заведено личное дело еще в 2009 году. У нее есть две дочери, 1980 и 1984 годов рождения. Пенсию ей начисляют маленькую — всего 1,2 миллиона, так как рабочий стаж небольшой. Пару лет назад Галину хотели оформить в дом-интернат, но она отказалась. Законных оснований оказывать ей другие виды помощи нет.

Попытались разыскать двух дочерей женщины. Правда, по тому адресу, где она зарегистрирована, телефона не оказалось. Квартира тоже была закрыта. Соседи рассказали, что здесь живет одна из дочерей Галины. Соседка по лестничной площадке отметила, что та воспитывает маленького ребенка, мало с кем общается. Но о семье самой Галины отзываются не лучшим образом: считалась неблагополучной.

«Почему при живых детях матери приходится бродяжничать? — недоумевает Жанна Анатольевна. — Она должна спать на чистой постели, а не валяться на улице».

По закону совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих престарелых родителях. Об этом говорится в статье 100 Кодекса РБ о браке и семье.

 

 

Койкоместо под кустом

По словам врачей, Галина года полтора назад была частым гостем токсикологического отделения. Она сама признается: «Люблю выпить вина». Их здесь отмывают, лечат, приносят из дома чистую одежду, а затем приведенные в чистый вид бродяги возвращаются к прежнему образу жизни.

Чтобы поселиться в Доме ночного пребывания, бомжу придется пройти врача-нарколога, дерматолога, сдать анализы, которые подтвердят, что человек здоров и может проживать в общежитии, которым официально и считается «ночлежка». Больному и пьющему (а большинство из них именно такие) койкоместо здесь не положено. Таковы правила.

Бомжам пенсионного возраста можно найти место в интернате для престарелых. Но оформят туда только с согласия самого пенсионера. Да отправляться туда соглашается не каждый. Рассчитывать на бесплатное проживание там могут лишь одинокие. Правда, в таком случае они будут получать лишь 10 процентов от своей пенсии.

Для остальных стоимость проживания в месяц — от 2,5 до 3 миллионов рублей (в зависимости от поры года). Как отметил директор Гродненского дома-интерната для престарелых и инвалидов Игорь Клавсуть, по решению облисполкома эта стоимость может быть уменьшена.
А руководство больницы обратилось в милицию, чтобы сотрудники правопорядка разыскали родственников и заставили их заботиться о матери. Но ответа пока нет.

 

Читайте также:

«Таежный тупик» в Пышках. Пять лет лесной человек живет в городской зоне отдыха

Бывшая жена сделала мужа бомжом

В Поречье задержали бомжа, который обворовывал дачи

Бомжи устроили пожар в центре города