Гродненская ГЭС: Чем обернулся проект

Почти год прошел с тех пор, как на Немане заполнилось водохранилище и начала работать ГЭС. Журналисты «Вечёрки» побывали на станции, узнали, как изменилась жизнь и природа окрестных деревень, и посмотрели на новую Рублевку - коттеджи богатых белорусов вдоль водохранилища.

 

 

Почему закрыты шлюзы?

Возле территории ГЭС нам еще раз тактично напомнили, что обычно вход посторонним строго запрещен. Здесь было подозрительно тихо: шлюзы закрыты, вокруг ни одного человека. Как оказалось, гидроэлектростанцию обслуживает не больше шести человек в смену: начальник, дежурный машинист, два слесаря и уборщица. ГЭС работает круглосуточно, а всего сотрудников 16 человек.

— Почему шлюзы закрыты? — поинтересовалась я.

— Работа станции зависит от наличия и расхода воды в Немане. Сейчас вся вода используется для выработки электроэнергии. Если будет лишняя, например, как это было во время паводка, мы откроем шлюзы, — ответил начальник Гродненской ГЭС Александр Гундарь.

 

 

Если снаружи тихо, то внутри ГЭС можно говорить только с повышением голоса. Мы зашли в кабинет начальника смены. Он привел точные данные: «Состояние оборудования в норме: в работе 5 машин (турбин. — Прим. «ВЭ»), уровень верхнего бьефа 102,0, нижнего — 95,57, мощность — 12,88 мегаватта, расход воды — 233,4 метра кубического». Эти цифры мы увидели и на мониторах двух компьютеров.

— Станция полностью автоматизирована, она может работать без вмешательства человека. Однако от уровня воды в верхнем бьефе задается мощность генератора. Начальник смены, если жидкость поднялась на сантиметр, вручную ее регулирует, — говорит директор филиала РУП «Гродноэнерго» Гродненские электрические сети Виктор Зубрицкий.

 

 

Сомы греются на дамбе

Пока мы спускались к машинному залу на глубину семи метров под водой, по дороге нам объяснили принцип работы гидроэлектростанции.

— Вода проходит через турбину, от нее через редуктор приводится в действие генератор. Электроэнергия с генератора поступает на распределительное устройство, а дальше по кабельной линии наверх на подстанцию, — объясняет Виктор Зубрицкий, когда под нами уже дрожал пол.

 

 

«Вход только в наушниках» — увидели надпись на двери. В машинном зале, где находятся редукторы, а чуть ниже располагаются турбины (на 11-метровой глубине), не слышишь даже себя! Мы смогли выдержать только две минуты. К слову, у всех работников есть средства индивидуальной защиты, а за такую нагрузку на уши доплачивают.

Охранник, провожая нас, рассказал забавную историю.

— В жаркие дни, как только начинает светать, взрослый сом, вот такой. — Развел руки на сантиметров 80. — выпрыгивает на бетонную дамбу, чтобы погреться — под утро в Немане вода холодная.

 

 

Станция работает не на полную мощность

Гродненская ГЭС — самая крупная гидроэлектростанция в стране. По проекту ее мощность  17 мегаватт. Тем времен по мировой классификации она является средней. По словам Виктора Зубрицкого, электроэнергии, выработанной ГЭС, достаточно чтобы обеспечить такие районы, как Щучинский, Берестовицкий или Свислочский. Электричество, вырабатываемое на Гродненской ГЭС, идет в общую республиканскую сеть. К слову, мощность всей энергосистемы страны 8 000 мегаватт. Как рассказал Александр Гундарь, были случаи, когда ГЭС выходила на проектную мощность. В среднем же мощность электростанции не доходит и до 10 мегаватт.

 

 

По максимуму ГЭС работала во время паводка, когда уровень воды был выше обычного почти на два метра. Однако половодье доставило много хлопот работникам гидроэлектростанции.

— Так как у нас не было опыта эксплуатации станции во время паводка, мы немного опасались. Было сложно отрегулировать уровень воды по верхнему бьефу. Мусор забивал решетки. Их постоянно чистили, потому что из-за этого в разы снижалась эффективность. Вывозили по восемь прицепов мусора. Люди работали с восьми утра до девяти вечера без выходных. И так две недели, — рассказывает Александр Гундарь.

По словам Виктора Зубрицкого, за период эксплуатации Гродненская ГЭС позволила заместить около 18 миллионов метров кубических российского газа. Тогда как 1 тысячу кубометров голубого топлива Беларусь покупает за 185 долларов США.

 

 

Во время нереста ловили 15-килограммовых лещей

Тем временем появление гидроэлектростанции серьезно взволновало экологов. Из-за того, что на станции нет рыбохода, пресноводные, совершая осеннюю миграцию, попадали в западню. Рыба скапливалась в дамбе, чем ловко пользовались браконьеры. В выходные дни здесь собиралось до 160 человек. По словам очевидцев, добыча доходила до 40 килограммов за улов, когда норма всего лишь 5. Однако, по официальной информации, в прошлом году никого не задержали.

Такое положение дел грозило катастрофой местного масштаба. По прогнозам специалистов, рыба в черте города могла бы исчезнуть через два-три года. В Минприроды обеспокоились судьбой пресноводных и запретили ловить рыбу на расстоянии одного километра вниз по течению до 1 июля этого года и с 1 декабря до 1 июля ежегодно (постановление № 57 от 27.12.2012). Путь к дамбе преградила и администрация ГЭС: вдоль берегов на расстоянии ста метров поставили ограждения.

 

 

Это остановило далеко не всех. По словам инспектора Гродненской межрайонной инспекции охраны природы и растительного мира Валентина Прецкайло, в период нереста составлено около 20 протоколов.  Минимальный штраф для нарушителей — миллион рублей.  К тому же инспекторы Гродненского областного комитета природных ресурсов и  охраны окружающей среды задержали 12 добытчиков.

Однако, по словам рыбака Юрия, во время нереста было несметное количество рыбы и на расстоянии двух километров: «Сам рыбачил в тех местах и видел, как народ ловил по леща 10–15 килограмм». Тем временем и работники ГЭС замечали браконьеров ночью прямо около дамбы.

 

За ветхий домик предлагали 60 тысяч долларов

Водохранилище протяженностью 40 километров, которое образовалось после строительства ГЭС, изменило привычный уклад жизни маленьких деревушек, расположенных вдоль него. В этом убедились, когда пообщались с жителями пяти деревень.

 

 

— Зона отдыха ушла. Нам стало хуже. Вода поднялась, берег крутой, выход к реке отсутствует. Рыбы тоже нет. Известно, что она идет против течения и застревает на дамбе. Вот такие у нас дела с введением ГЭС, — рассказывает старожил поселка Береговое Анатолий Владимирович.

На отсутствие пляжа пожалились и пенсионерки деревни Сивково.

— Воду подняли, а берега неочищенные были. Трава и кусты начали гнить. Рыба стала погибать, даже плавала требухами вверх в прошлом году, — махнув рукой, говорит Зинаида Дмитриевна.

Александра из той же деревни мы встретили по дороге к берегу Немана. Мужчину не огорчало, что пляжа не стало. В этой местности проселочная дорога уходит прямо в воду. Он только отметил, что интерес к покупке  участков заметно вырос.

— Раньше тоже всегда спрашивали. Но сейчас каждый день ездят на дорогих машинах, даже попадаются с минскими номерами, —  рассказывает он.

В деревне Комотово участок учителя из Скиделя Алексея оказался рядом с водной гладью. Он с радостью показал нам свой огород, который теперь находится в двух метрах от берега.

 

 

— Во время паводка тут стояла лужа, но сильно не подтопила, — улыбнулся он.

— Много ли желающих у вас тут землю купить? — спросила я.

— Как только начали строить ГЭС, заезжие бизнесмены стали чаще интересоваться покупкой земельного участка или ветхого домика. И давали приличные деньги, за любой дом — 60 тысяч долларов.

— Езжайте в Жарословку, там Неман рядом и без конца ездят. Какие там дома. Ууу! — протянула соседка.

Оказывается, Жарословка объединяет три деревушки: Новоселки, Селюки и Загорцы. Мы ехали за черным «Мерседесом» представительского класса и почти не сомневались, что движемся в правильном направлении. В Новоселках перед нами открылся прекрасный вид на водохранилище. Широкий водоем, около берега плавают лебеди, а рядом лес. Красота! Прямо на берегу заметили фундаменты двух домов, чуть дальше виднелись несколько строений из сруба. Около обочины беседовали между собой несколько мужчин.

 

 

— Можно пройти к берегу, — спросила я.

— Тут ходить дорого. Шучу, — рассмеялся хозяин «Мерседеса» и, как потом выяснилось, одного из участков на берегу водохранилища.

— Здесь можно еще землю купить?

— А что, денег много? КамАЗ денег нужен!

— Сколько?

— 50 тысяч.

— Тут больше нет участков нигде. Представляете, стало скучно. Купить больше нечего, — добавил второй.

Собеседники рассказали, что в Новоселках уже давно все раскупили с аукциона. Известная семья бизнесменов из Гродно успела построить три шикарных коттеджа.

 

 

Чтобы узнать, есть ли все-таки надежда приобрести землю на территории новоиспеченной гродненской Рублевки, позвонили в Обуховский сельский совет. Землю в Новоселках нам не предлагали. «Ой, девушка, только по аукциону. Если у вас есть деньги, конечно. В прошлом году за участки около водохранилища платили по 33 тысячи долларов. Где-то через месяц будем выставлять на продажу землю в деревнях Мигово, Загорцы и Селюки. Все они расположены тоже вблизи водохранилища», — ответили по телефону.

 

Справка «ВЭ»

Гродненская ГЭС эксплуатируется с 1 сентября 2012 года. На строительство станции потрачено примерно 118, 4 миллионов долларов США, из которых около 18% составила стоимость оборудования, 30% —на создание водохранилища. Срок окупаемости — 20 лет. Срок службы турбин и генераторов — 50 лет. Срок службы гидросооружения — 100 лет.

К середине июня ГЭС уже выработала 70 миллионов киловатт-часов из планируемой годовой выработки 84,4 млн. Для сравнения: Гродно, включая промышленность, потребляет 1 616 000 000 киловатт-часов в год.

 

 

 

 

В тему

Уже долгое время говорят о строительстве второй гидроэлектростанции на Немане — Немновской ГЭС мощностью 20 мегаватт. По словам директора филиала РУП «Гродноэнерго» Гродненские электрические сети Виктора Зубрицкого, в настоящее время идет поиск инвестора. В строительстве заинтересованы многие их них. Но пока до заключения контракта дело не дошло.

 

Читайте также:

Эксперимент на Юбилейном. Воду будет чистить растение из тропиков

Запретили рыбачить возле ГЭС

Вторая ГЭС под Гродно может быть построена за счет турецких инвестиций