Александр Тебеньков: «Театр нужен человеку, чтобы напомнить о душе»

«День прошел зря, если я не танцевал» — так говорил немецкий философ Фридрих Ницше. Большинство людей не представляет свою жизнь без танца: одни отплясывают на дискотеках, другие — в любительских школах, третьи —   дома с пылесосом. Однако есть люди, для которых танец — это жизнь.

Фото Александра Касарского

Так, 29 апреля самые гибкие, динамичные, грациозные люди искусства со всего мира отпразднуют профессиональный праздник. Накануне Международного дня танца мы встретились с руководителем танц-театра «Галерея» Александром Тебеньковым. Хореограф рассуждал о времени, театре и, конечно, танце.

 

О времени…

— Мы живем в интересное время — технической и технологической революции. Возможно, мы не отдаем отчета, но буквально за последние лет двадцать — мгновение для истории — наша жизнь сильно изменилась. Она усложнилась — увеличился поток информации, кардинально изменились средства коммуникации, появилось множество гаджетов. Технический прогресс — о ужас! (Улыбается.) — позволил нам всегда быть на связи и общаться со всем миром в социальных сетях. Попадая в них, выпутаться практически невозможно…

Интернет ненавязчиво затягивает нас в свое пространство, а компьютер становится нашим органом, заменяющим собой многие другие. (Улыбается.) Время уплотняется, и то, что раньше происходило за год, теперь может уложиться в месяц. Усилия, которые когда-то тратились на учебу или на поиски чего-то интересного, теперь заменяются несколькими «кликами». Зачем ломать голову — все есть в Интернете, а если в Интернете этого нет, значит этого просто не существует.

Возможно, это даже хорошо — это доступ к знаниям, к полной и разнообразной информации. Существуют, конечно, опасения, что Интернет со временем убьет творческое начало в человеке, но тут уж ничего не поделаешь. Сказать: «Я против этого» — это все равно что сказать: «Я против дождя». Ну да ладно, в любом случае наблюдать за изменениями в нашей жизни невероятно интересно!

 

О театре…

— В последнее время отчетливо прорисовывается некая тенденция — театр должен зарабатывать! И главным показателем эффективности театра стало количество заработанных денег. При этом напрочь забывается, что предназначение театра совсем в другом. В чем? В том, чтобы напоминать человеку о душе, простите за пафос, чтобы осмысливать нашу стремительную жизнь и примириться с нею, чтобы, наконец, знакомить с новыми формами театрального искусства. Какими деньгами можно это измерить? Под зарабатыванием денег у нас, как правило, понимается производство незамысловатых комедий или показ любых театральных проектов из Москвы или Питера. А как быть со спектаклем «Ночь Гельвера», например? Да, на нем не заработать, но именно такие спектакли отчасти и оправдывают само существование театра.

Чего нам сейчас сильно не хватает? Мне кажется, спектаклей, созданных в современной театральной эстетике. На дворе-то уже постпостмодернизм, как-никак. (Улыбается.) Искусство должно обновляться и меняться, иначе оно перестает быть таковым. Театр же должен быть актуальным. Это ведь не музей. Хочется, чтобы зритель испытывал чувство острой сопричастности происходящему на сцене, был частью этого, искал ответы на те же вопросы. Сказал это и невольно задумался: а ведь не всегда это так! Не всегда то, что производит впечатление, бывает таким уж актуальным. Да, искусство вообще вещь противоречивая и субьективная. Этим оно и интересно. И невозможно следовать каким-то рецептам.  Все получается там, где возникает сообщество талантливых людей. Предлагаю принять это за аксиому. Господа, давайте ходить в театр — ничего лучшего человечество пока не создало!

 

О танце…

— Категорически выступаю за все формы танца! У человека всегда была естественная потребность в движении и самовыражении через движение. Не уверен, сохранится ли это в будущем, но надеюсь, что да. Наше время, мне кажется, предоставляет массу возможностей прикоснуться к танцу — даже людям, которые никогда до этого с ним не сталкивались. Сейчас можно найти себе клуб по душе и попробовать потанцевать в свое удовольствие различные социальные танцы.

Красота! То же, в чем уже много лет существуем мы, — это танцевальный театр. Самое интересное, самое новаторское, самое интеллектуальное и самое прибамбашное направление хореографии. Вот сколько самого-самого. (Улыбается.) О танцевальном театре можно говорить бесконечно, хотя это довольно глупо, конечно, — надо видеть, а не говорить об этом. Поэтому приглашаю всех, кому это в какой-то мере интересно, на вечер танц-театра «Галерея», который пройдет 28 апреля на малой сцене драматического театра.

Программа  называется «Утро понедельника». Поздравляю всех, кто так или иначе связан с танцем, с наступающим прекрасным праздником. Давайте танцевать хотя бы в своих снах!

 

Справка «ВГ»

Александр Тебеньков — артист балета, хореограф Гродненского областного драмтеатра, руководитель танц-театра «Галерея». В 1988 году окончил Орловский филиал Московского государственного института культуры. В 1994 году создал свою небольшую группу — модерн-балет «Галерея», для которой стал ставить экспериментальные работы. Инициатор различных арт-проектов в области современного танца. Проводит классы по технике модерн и джаз-танцу в Беларуси и Польше.

 

Читайте также:

Григорий Антипенко: «Чем Господь наделил, тем и пользуюсь»

Ивар Калныньш признался, что по советской традиции обвязывает тюльпаны резинками

Мастер эпизодов: «Сыграл любовь, смерть, собаку… — можно давать «народного»