Спортсмен-колясочник Борис Пронько: «Смотрю на жизнь снизу»

Те, кто часто ездит по трассе Гродно – Друскининкай, наверняка не раз замечали одинокого человека в инвалидной коляске. Это Борис Пронько. Ежедневно спортсмен накручивает от 10 до 30 километров на тренировках, чтобы не потерять форму перед международными соревнованиями.

alt

Для инвалида первой группы спорт стал смыслом жизни. Благодаря упорству и кропотливым тренировкам объездил многие страны мира и принял участие в Зимних паралимпийских играх.

С Борисом Ивановичем встретились в квартире, где он живет с мамой. У входных дверей стоит коляска — по дому хозяин передвигается на руках. В зале на ручках шкафа висит россыпь наград, на журнальном столике у окна, рядом со стареньким компьютером, подаренным одной фирмой, стоят несколько кубков.

 

Злополучный турник

Сейчас Борису Пронько 41 год. В 15 лет он упал с турника и повредил ноги. Врачи не смогли помочь парню. Соседка принесла инвалидную коляску, и Борис начал колесить по городу.
— Юрий Кормушкин встретил меня на улице и предложил перейти в спортклуб «Вита», — вспоминает он. — Затем занимался под руководством Николая Архипова. Первые старты увидел в Бресте, где выступала молодежь. И вот уже около десяти лет я профессиональный спортсмен. Летом езжу на коляске, зимой перехожу на лыжи.

 

На тренировки каждый день

Если позволяет погода, утром гродненец отправляется на тренировки. Помимо стадиона предпочитает наматывать версты на «друскининкайской» трассе или ведущей на Скидель:

— За рулем езжу сам. У меня машина-универсал, оборудованная ручной системой управления. Переползаю в багажник, оттуда сажусь в коляску — и на дорогу. Надеваю резиновые рукавицы  — они обеспечивают лучший контакт с колесами. За полтора-два часа проезжаю от 10 до 30 километров.

В оценке отношения государства к паралимпийцам инвалид не расходится с мнением большинства белорусских спортсменов:
 — К спорту высоких достижений на Западе другое отношение, нежели у нас. В Беларуси все сразу хотят видеть высокий результат, вместо того чтобы сначала создать условия для спортсмена.

 

alt

 

На соревнования — за свой счет

За всю карьеру Борис Иванович объездил немало стран.
— На соревнования добираюсь за свой счет, — говорит спортсмен.

Выступать на летних играх мешает состояние «железного коня». Высоких результатов достигает тот, у кого лучше коляска. Сейчас в мире мода на карбоновые рамы и колеса: они легкие и прочные. Но такой аппарат по карману не многим белорусским колясочникам — стоит от восьми тысяч долларов. Коляска, на которой сейчас гоняет Пронько, тянет где-то на 3200 долларов.

Кстати, на прямой Борис Пронько разгонял свой «болид» до 32 километров в час, а с горы и того больше — все 47.

 

В Канаде удивили люди

Единственная пока Зимняя паралимпиада для него была в 2010 году в канадском Ванкувере. Пронько выступал в лыжной эстафете, где белорусская «тройка» заняла четвертое место. Сейчас Борис Иванович не знает, попадет ли в сборную на игры в Сочи. А вот в Северной Америке больше всего удивили люди, их образ жизни.

— Канадцы не обращают внимания на мелочи, — рассказывает. — Они не стремятся ездить на новых машинах. Автомобиль может быть ржавым, человек приезжает на нем в горы и достает сноуборд, стоимость которого превышает стоимости автомобиля. Люди живут для себя.
Еще удивило, что много пожилых на улицах. Кстати, в Канаде нет ступенек при входе в здания, поэтому разделение на инвалидов и здоровых не чувствуется.

 

alt

 

Парковку инвалидов занимают здоровые

В Гродно наш герой испытывает сложности, связанные с архитектурой.
— Не все двери для меня «открыты», — говорит он. — На некоторые ступеньки заезжаю, потому что занимаюсь спортом. Но другие инвалиды точно не справятся с препятствием. Часто занимают парковку. Возле гипермаркета всегда стоят под знаком. Я подпирал чужой автомобиль и шел в магазин. Люди возвращались, видели меня и даже не извинялись. Ставят джипы на тротуар, мешая проехать. Однажды в крупном городском магазине лифтеры не хотели поднять меня на второй этаж, сказав, что кабина используется только для служебных нужд. Но как только я попросил позвать директора, сразу согласились. Однажды в поликлинике до окончания приема не работал лифт, я не поднялся на этаж и не попал к врачу. Лишь на нескольких заправках, где пистолет расположен низко, заливаю топливо самостоятельно. На других — не дотягиваюсь.

Наверное, наше общество еще не созрело к равноправным отношениям — такой делает вывод Борис Пронько и снова приводит пример Запад, где дети учатся с инвалидами, с малых лет привыкая к людям с ограниченными возможностями.

— Выйти из дома для нас уже проблема, — продолжает разговор колясочник. — Я спускаюсь на лифте с пятого этажа, а потом откидываю пандус, специально установленный ЖЭСом.

Заветная мечта Бориса Пронько связана со спортом — принять участие в Бостонском и Токийском марафонах и проехать эти дистанции на новой коляске. Потом, немного задумавшись, он добавляет, что стремление других построить дом, посадить дерево… ничто по сравнению со здоровьем.

 

alt

 

alt

 

Читайте также:

Гродненцы с ограниченными возможностями показали свои таланты

Инвалиды по зрению в Беларуси стали пользоваться GPS-навигаторами