Станет ли старый королевский тракт туристичеким маршрутом?

Под своей короной Ягайло (он стал королем Речи Посполитой, приняв имя Владислава II) объединил два государства – Польское королевство и Великое княжество Литовское, большую часть которого составляли современные белорусские земли. Властвовали на них представители знатных магнатских родов: Радзивиллы, Сапеги, Ильиничи, Чарторыйские, многие из которых вписали свои имена в историю Беларуси - как раз через их земельные владения, местечки и замки проходил кратчайший путь между двумя столицами. Сегодня на этом маршруте находятся Брест, Каменец, Шерешево, Волковыск, Мосты, Щучин, далее – через Лиду или Гродно - Вильнюс.

 

Это был действительно великолепный, на большей своей части мощеный путь, имевший стратегическое значение до 20-х годов XVII века. Когда умерла Барбара Радзивилл, ее супруг польский король и великий князь литовский Сигизмунда II Август пешком, держась за погребальный катафалк, прошел весь путь именно по этому тракту от Кракова до Вильно.

За проезд по тракту не взималась плата. Была организована специальная служба конюхов для высокопоставленных лиц. Брестчанин Анатолий Гладыщук при подготовке своей монографии «Замок Берестейский» (пока она существует только в рукописи), обнаружил любопытный документ 1566 года о повинностях конюхов, обслуживающих королевский тракт. Конюхи были «приписаны» к Берестейскому замку, но сами получили за свою работу земли близ деревни Крынки нынешнего Каменецкого района. При этом указывается, что свою «конюшнеческую» деятельность они осуществляют «по стародавнему обычаю».

Скорее всего, лица, названные просто «конюхами», содержали в порядке лошадей, которых можно было заменить в городе или местечке, где останавливался государь или знатный вельможа. Кроме того, они выполняли и курьерскую функцию, доставляя важные бумаги из Кракова в Вильнюс и обратном направлении. Причем плата за работу была действительно королевской – каждый из конюхов получал во владение около 22 гектаров земли, с которых не взимали налоги.

Государственным мужам не приходилось беспокоиться о ночлеге – к их услугам были королевские замки, как, например, в Бресте, или усадьбы магнатов и богатых шляхтичей – каждый из них почитал за честь принять высокопоставленного гостя. Что касается рядовых путешественников, то к их услугам были небольшие постоялые дворы или, в крупных городах, т. н. «аустерии». В них можно было поесть, переночевать, в конюшнях близ заведения дать отдых лошадям.

В 2006 году под эгидой «Вечернего Бреста» и «Вечернего Гродно» (нам помогали ряд польских и литовских СМИ, дипломаты Беларуси, Литвы и Польши) была организована велоэкспедиция «Старый королевский тракт». Ее руководитель Анатолий Гладыщук был удивлен, что к месту старта акции прибыл президент Кракова Генрик Бонткевич (в Вильнюсе путешественников также встречали первые лица города). Постарались и путешественники – порой им приходилось пылить десятки километров по старым дорогам, по почти непроезжим тропинкам.

Руководитель экспедиции Анатолий Гладыщук перед началом поездки заявил: «Мы хотим показать, что этот тракт может стать международным туристическим маршрутом. Заинтересованность проявили ряд польских и литовских туристических фирм. Убежден, что наши бизнесмены схватятся за столь привлекательный маршрут. Если говорить о белорусской части королевского тракта, то все на виду – церкви и костелы, которым 300 лет и более, уникальная природа. И самый простой путь из Бреста в Вильнюс. Правда, надо что-то делать с бобрами, которые «оккупировали» почти не тронутое людьми болото между деревнями Великое Село (Брестская область) и Новый Двор в Гродненской области».

Если быть предельно честным, то Анатолий Гладыщук, решив сделать хороший снимок бобра, строившего свою хатку на границе двух областей, провалился почти по пояс в настоящее болото, и некоторые его высказывания не предназначены для воспитанниц института благородных девиц. А в самих бобрах мы видели настоящих хозяев этой земли, которые мало обращали внимания на проезжих. Можете не верить, но в глазах этих аборигенов уникальной природы читалось: «Живу я здесь. Езжай дальше».
Увы, уверенность Анатолия Гладыщука пятилетней давности в том, что за идею туристического освоения королевского тракта ухватятся отечественные фирмы, пока не оправдывается. Хотя после пересечения польско-белорусской границы древняя дорога идет через города, городки и деревни, которые сами по себе являются потенциальными туристическими объектами.

Взять те же Мосты. Старый королевский тракт проходил через Неман в имении Правые Мосты, современного райцентра в то время не существовало.

Для путешественников, едущих из Кракова в Вильно и обратно, в средние века возникала небольшая дилемма в Щучине (ныне Гродненская область). Прямая дорога шла через белорусские местечки Острынь, Радунь и ныне литовские города Эйшишкес, Шальчининкай и далее в Вильно. Именно таким маршрутом проследовала экспедиция велосипедистов, которую организовал «Вечерний Брест». Но в современный Вильнюс можно было попасть и через Гродно, и через Лиду (в каждом случае добавлялось километров 70-80). Однако облеченные властью вельможи, а то и сам король, выбирали путь на Гродно. Там находился великолепный королевский замок, в котором без проблем мог разместиться монарх со своей многочисленной свитой.

Первыми исторический маршрут в наше время опробовали белорусы. Их следами последовали поляки, литовцы. Но вот королевский тракт некоторые иностранные турфирмы из этих стран пытаются провести, минуя территорию нашей страны. Пока не получается. Большинство трассы шло через нынешние Брестскую и Гродненскую области, и от этого никуда не деться. Но если сегодня не организовать такой симпатичный туристический маршрут, то вскоре им «займутся» соседи. Надо сказать, что в Польше создана туристическая организация «Via Jagiellonica» («Ягеллонский шлях»), которая размещает на своем сайте календарь культурных событий в городах, через которые проходит тракт. Весомое место в нем отводится Люблину, который был и остается одним из крупнейших городов в польской части маршрута. Кстати, весь 2013 год названная организация предлагает провести под эгидой юбилея 630-летия торговых связей между Польшей и ВКЛ.

А нам важно сказать о том, что самая краткая дорога из Бреста в Гродно частично проходит именно по старому королевскому тракту. Только на некоторых участках этого пути не уложен асфальт. Но разве это неразрешимая проблема?

Читайте также:

Дорога в обход Беловежской пущи: ни инвесторов, ни путешественников

Чего никогда не узнают туристы, проезжая по Гродненщине