Дорога в обход Беловежской пущи: ни инвесторов, ни путешественников

Вот что ни говорите, а мне новая дорога вокруг пущи нравится. Она вся такая ровненькая, гладенькая и пустая, как взлетная полоса. Идеальная трасса для начинающего автомобилиста, которому надо потренироваться в переключении передач. Опытные водители тоже ставят ей высший балл.

 

Журналисты брестской и гродненской «Вечёрок» поехали навстречу друг другу по новой дороге. О гродненской части объездной читайте здесь:

Чего никогда не узнают туристы, проезжая по Гродненщине

 

Коллега, у которого родители в Гродненской области, как раз на днях впечатлениями делился. Говорит, выехал за Каменцем на дорогу Р98, включил круиз-контроль и почти 100 км к педалям не притрагивался. Населенных пунктов, где надо сбрасывать скорость, по дороге нет, встречных и попутных машин тоже нет, и, как следствие, нигде не наблюдаются люди с жезлами и в фуражках. И правильно, что им здесь делать? «Слушай, классная дорога!» – с восторгом говорит коллега.

Абсолютно согласна. И вообще любая новая дорога – это всегда хорошо. В конце концов, даже США в свое время вышли из Великой депрессии именно благодаря национальной программе строительства дорог.

Помнится, когда по поручению президента начинали строить обход вокруг пущи, расчет был примерно такой же. Ожидалось, что вслед за дорожниками придут инвесторы, которые вдоль всей трассы построят объекты инфраструктуры и превратят ее в одну большую зону отдыха. Вот только пока эти ожидания не оправдываются. Обход уже полтора года как сдан, а почти на всем протяжении — 160 км идеального дорожного покрытия от Песчатки до границы с Гродненской областью — девственно пуст. Кроме шести симпатичных стоянок для отдыха, построенных одновременно с дорогой, есть где выпить чашку кофе на самой Песчатке (база отдыха «Без проблем»), да недавно открылось кафе в деревне Лысково (построило Пружанское райпо).

 

alt

Инвесторы не спешат обустраиваться на предложенных площадках. Даже «Белнефтехим», хоть формально и «привязал» новую АЗС к обходу, но построил ее рядом с Каменцем, на трассе Р83 Брест — Каменюки. И это логично, потому здесь она, в отличие от самого обхода, очень даже востребована.
С точки зрения человека, не умеющего мыслить в масштабах государства, причина такого равнодушия к новой трассе проста и понятна: она никуда не ведет.

Мы ведь какие — если надо доехать из пункта А в пункт Б, выбираем путь покороче. По обходу «короче» не получится – трасса делает замысловатые петли, очень живописные, конечно, но удлиняющие путь. Да и пунктов А и Б на ее протяжении минимум: трасса обходит стороной более 40 деревень и поселков. И вот это вообще непонятно: если обход строился с расчетом на массового туриста, то ему эти деревни были бы как раз интересны. И аутентичная Рожковка с ее чудесной историей спасения в войну, и поселок Шерешево, известный еще с 1380 года, и много других населенных пунктов с их деревянными церквушками и сохранившимся старым укладом жизни.

Троицкий костел

Но новая дорога построена с таким расчетом, как будто турист должен пролететь ее пулей, останавливаясь разве что перекусить, если будет где, но никак не для осмотра местных достопримечательностей. Зато она старательно повторяет контуры пущи, делая от старой знакомой автотрассы Р85 огромную петлю в сторону. И это тоже было бы понятно, если бы с трассы обхода путешествующий гражданин мог съехать в эту саму пущу и вволю насладиться ее красотами и чистым воздухом. Тоже была такая идея. Ан нет: обещанных съездов в заповедный лес на всем протяжении обхода так и не видно. Единственной известной массовому туристу точкой въезда в Национальный парк «Беловежская пуща» была и остается деревня Каменюки, которую от новой трассы отделяют 7 км.

Одним словом, пока у туриста нет причины ехать по этой дороге, которую некоторые называют президентской, даже если о ней он каким-то чудом узнает. На навигаторах трассы Р98 нет, а карты автомобильных дорог, на которые она нанесена, только появляются в продаже, и я такую карту пока не могу себе найти.

Может, чтобы инвесторы прочувствовали выгоду от вложения денег в инфраструктуру вокруг пущи, должно пройти время. Говорит же глава государства, что вода и воздух «главные составляющие здоровья» и что со временем «умные люди, которые хотят дольше жить, будут приезжать сюда не только для того, чтобы чистой питьевой воды попить, но и чтобы подышать свежим воздухом».

А пока энтузиасты «раскручивают» другой туристический маршрут – старинный Королевский тракт, проходивший когда-то из Кракова в Вильно через Берестье (см. статью Юрия Рубашевского). Сама идея объездной дороги вокруг пущи, наверное, не так уж плоха. Но, кажется, положи дорожники асфальт по пыльным дорогам некогда мощеного королевского тракта, этой идее не было бы цены.

Потому что путь оптимален: и с пущей по соседству, и в сам «гасцiнец» мы бы вдохнули новую жизнь – на радость полякам, белорусам, литовцам. И не только. Делаем ставки: который из двух трактов – королевский или президентский – будет востребован быстрее?

 

Читайте также:

Станет ли старый королевский тракт туристичеким маршрутом?