Кто восстановит дворцы князей и магнатов на Гродненщине?

Пока для усадеб князей и магнатов в Гродненской области ищут толкового хозяина, вандалы растаскивают памятники историко-культурного наследия на стройматериалы, а бездомные устраивают в них пожары.

Усадьба в Красках теперь принадлежит россиянину

В усадьбу О’Рурк приедет потомок владельцев

Долгое время во многих усадьбах размещались больницы или колхозные конторы. Здания приходили в негодность, и их оставляли пустовать. Судьба их порой незавидна. Так, в мае прошлого года в Новогрудском районе дотла сгорела усадьба Вселюб графского рода О’Рурк из Ирландии. Скорее всего, пожар устроили бомжи, которых сельчане видели накануне происшествия.

Поместье рода О’Рурк находилось на балансе местных властей, но фактически осталось бесхозным с 2008 года, когда там закрыли больницу.

— В Гродненской области это, пожалуй, самый грустный пример. Уголовное дело до сих пор не закрыто. Вселюб пять раз пытались продать на аукционе, но не находилось желающих. Летом ожидается приезд московского бизнесмена Олега О’Рурка, потомка знатного рода. После обсуждения с ним, возможно, прояснится будущее поместья, – говорит главный специалист по музеям и охране историко-культурных ценностей управления культуры Гродненского облисполкома Наталья Пасюта.

Летом 2012-го произошел пожар в пустующей усадьбе Уместовских в деревне Жемыславль Ивьевского района. Пострадала уменьшенная копия варшавских Лазенок – дворца короля Речи Посполитой Станислава Августа. По словам специалиста, уже в этом году из областного бюджета выделено 500 миллионов рублей на проектно-сметную документацию. В перспективе в усадьбе Уместовских планируют открыть культурно-туристический центр.
Отсутствие инвестиций, правильного научного подхода и бойкого пиара – вот что мешает воссозданию историко-культурного наследия Гродненской области. Однако если сравнивать, в каком состоянии находились родовые гнезда еще лет пять назад, то видно, что картина потихоньку меняется к лучшему.

 

Банкиры спасают дворец в Святске

Сегодня нет причин тревожиться по поводу самого важного объекта в Гродненском районе — усадьбы Святск магнатов Воловичей, расположенной по направлению к Августовскому каналу.
— После того как в Святске закрыли туберкулезный санаторий, три года дворцом никто не занимался. Там сложилась катастрофическая ситуация: развалились сливные трубы, и во время дождя вода просто вымывала стены, внутри пошел грибок. Два года назад строение отдали санаторию «Озерный», и они сразу же отремонтировали сливную систему, – рассказывает гродненский историк Андрей Вашкевич.
За это время в Святске благоустроили прилегающие территории: очистили пруды от ила и навели порядок вокруг водоемов. На восстановление уже потратили 3,5 миллиарда белорусских рублей. Почти готов архитектурный проект.

 

Музейная зона в усадьбе Огинских

Реконструкция усадьбы княжеского рода Огинских в деревне Залесье Сморгонского района в этом году будет профинансирована из трех источников: республиканского, областного бюджетов (8 млрд рублей), а также по программе трансграничного сотрудничества «Латвия – Литва – Беларусь».
— После завершения реставрации дворца Огинских ХIХ века в Залесье планируется создать в нем несколько функциональных зон. Музейная вместит экспозицию, посвященную Огинским. Музыкально-театральный зал предполагает 100 мест. Будут две оранжереи, пять гостевых комнат для размещения туристов, помещения для персонала. Это позволит использовать дворцовый комплекс не только как исторический, но и как культурно-туристический объект, – рассказывает Наталья Пасюта.

 

Усадьбу Белую помог продать пиар

Как считает историк Андрей Вашкевич, грамотный пиар помог продать усадьбу Белую в Подороске Волковысского района. В конце 2012 года ее за 120 тысяч долларов приобрел на аукционе российский бизнесмен с белорусскими корнями. Новый хозяин запланировал здесь музей, отель и корчму. На это ему райисполком дал два года.

И усадьбу в деревне Краски Волковысского района несколько лет назад купил россиянин. Сегодня уже благоустроили парк в поместье, отреставрировали флигель и оранжерею. Разработана проектная документация на здание.
— Это нормальная практика, когда памятники историко-культурного наследия выкупают частные лица, – замечает Наталья Пасюта. – Тем более что по условиям договора владелец обязан провести реставрационные работы и использовать усадьбу как туристический объект, а не в личных целях.
«Родственника» Версаля подарят детям

Часть дворянских поместий включаются в инвестиционные областные и государственные программы, часть находят хозяина через аукционы, а некоторые памятники пытаются воссоздать за средства местного бюджета.

За реконструкцию дворца Друцких-Любецких взялись в Щучине в конце прошлого года. Его называют «родственником» одного из дворцов знаменитого Версаля. Начальник отдела образования Щучинского райисполкома Владимир Дубко рассказал, что к концу 2014 года здесь откроют Центр творчества детей и молодежи, и уточнил:

— На реконструкцию уже потрачено 5 миллиардов рублей из районного бюджета. Дополнительно на продолжение работ попросили в облисполкоме на 2013 год еще 2,5 миллиарда.
Внешне дворец уже выглядит обновленным. Отремонтировали крышу, внутри удалось отреставрировать засыпанный ранее подвал, заменить деревянные перекрытия между этажами на железобетонные.

Двадцать дворцов ожидания

 

В государственный список историко-культурного наследия входит более двадцати усадебно-парковых, дворцово-парковых комплексов, зданий бывших усадеб, фрагментов поместий. Все они находятся под охраной государства. Процесс их восстановления хоть и движется медленно, но – идет.
А что ждет усадьбы, не включенные в заветный список? Этот вопрос волнует гродненских историков не меньше.
— Есть объекты, которые не сохранить – преступление, – считает Андрей Вашкевич. – Например, 150-летний деревянный дом около деревни Кашубинцы недалеко от Скиделя. Окруженный чудесным парком, он словно сошел со страниц «Пана Тадеуша». После восстановления мог бы стать меккой для желающих красиво и культурно отдохнуть. Достойны внимания комплекс построек «маёнтка» Белые Болота, бывший санаторий в Моньковцах, перестроенный из дворянского дома. А чем хуже большое и симпатичное пустующее здание гминного правления в деревне Лойки или имение в Радзивилках? В этих домах в лучшем случае сейчас находятся сельские библиотеки, в основном же они заброшены и постепенно растаскиваются на строительные материалы.
Историк уверен, что, если не пополнить государственный список этими усадьбами, не взять их под хозяйскую опеку, через десять лет многие из них будут полностью разрушены.

 

Читайте также:

Исчезающее наследие. Усадьбы Брестчины ждут инвесторов