Чтобы построить объездное кольцо, снесут почти сотню «азотовских» дач

Вокруг Гродно планируют построить объездное кольцо. Новая дорога избавит город от пробок и пройдет по дачным участкам в садовом товариществе «Химик-Азот». Сейчас дачники опасаются, что в скором будущем останутся без огородов.

Больше двадцати лет живет на «азотовской» даче пенсионер Валентин с супругой, за ворота практически не выходит. Фото Виталия Дернейко

 

Как пройдет дорога

По проекту, новая дорога должна связать два строящихся микрорайона — Южный и Грандичи. Для этого необходимо продлить улицу Южную (микрорайоны Вишневец-6, 7) до бездействующего ныне железнодорожного моста в районе деревни Солы.

— Мост реконструируют в автомобильный, а его проезжую часть расширят с трех до четырех пролетов, — пояснил главный инженер проекта УП «Гродногражданпроект» Сергей Лущ.

Затем новую магистраль выведут на трассу М6. На месте пересечения сделают двухуровневую развязку со съездами во всех направлениях. Далее дорога выйдет, пересекая Скидельское шоссе, на проспект Космонавтов в районе конечной остановки троллейбусов. Через Скидельское шоссе соорудят еще одну развязку. Сейчас прорабатываются два варианта путепровода: пустить дорогу либо под азотовскими сетями, либо сделать два уровня.

Затем от проспекта Космонавтов дорога пойдет мимо автозаправочной станции, «Азота», промышленной зоны, пересекая улицу Карского, на автодорогу Р145 (направление на Озеры). Здесь на пересечении появится еще одна двухуровневая развязка. Оттуда — в микрорайон Грандичи, на автодорогу Гродно — Друскининкай, мимо КСМ, через будущий мост через Неман и в микрорайон Барановичи. Таким образом город будет закольцован.

— Объездное кольцо поможет не только разгрузить центр города и Румлевский мост, но и позволит убрать весь транзит за пределы областного центра. Также оно улучшит экологию города, так как основные транспортные потоки пойдут по новому кольцу, — пояснил главный архитектор проекта УП «Гродногражданпроект» Александр Захарчук.

 

Бульдозером по дачам?

Сейчас дачники, у кого участки находятся в садовом товариществе «Химик-Азот», забеспокоились, что могут остаться ни с чем. Судя по схеме, часть объездного кольца пройдет по их грядкам. По информации из разных источников, необходимо будет снести около сотни участков.

— У нас, например, домик и огород свой. Каждый год землю обрабатываем, почти все лето здесь проводим. Добраться сюда можно на троллейбусе. А если дачу снесут, идти нам будет некуда: в пределах города участок не дадут, а ездить за 30–40 километров — зачем мне это надо? — считает дачница Оксана.
Сейчас товарищество превратилось в большую деревню с хаотично расставленными домиками и ухоженными участками, огороженными заборами.

Кое-где пустуют клетки, видимо, для того, чтобы разводить живность. Для некоторых домик здесь стал постоянным жильем. Так, больше двадцати лет живет здесь пенсионер Валентин со своей супругой. Участок получил, когда работал машинистом на «Азоте». Было время, держал хозяйство, разводил кур и кроликов. Верными друзьями Валентина стали кошка Жучка и собака Матильда.

 

Участки дадут в аренду

Сегодня в садовом товариществе 957 участков. Оно существует с 1968 года. Земельные участки выделяли работникам «Азота» и пенсионерам. Проблема в том, что до 2008 года оформить права на них было невозможно, так как товарищество находится в санитарной зоне химического предприятия.

— Потом все-таки разрешили только аренду на 25 лет, — пояснил главный специалист землеустроительной службы горисполкома Владимир Салыго.
Сегодня документально оформлено около 70 участков. А это значит, что в случае сноса они могут претендовать на другой участок или рассчитывать на материальную компенсацию за посаженные деревья и огород, а также построенный дом. Остальные просто лишатся соток и домов без права компенсации. К слову, еще можно оформить участок в аренду и получить паспорт на дом, правда, если он не располагается в природоохранной зоне, на коммуникациях или вблизи высоковольтных линий.

 

 

 

В тему

Наиболее предприимчивые дачники, узнав о том, что часть огородов снесут, а на их месте построят дорогу, решили продать свои участки. Объявления такого характера появились сразу на нескольких сайтах. За 6 соток, к примеру, хотят 9 тысяч долларов.

 

Кстати

Длина железнодорожного моста, который собираются реконструировать, около 280 метров. Высота над уровнем воды составляет 32 метра. По словам краеведа Виктора Саяпина, точной даты, когда он был построен, нет. По некоторым историческим сведениям, строительство началось в 60-х годах прошлого века. Тогда его возводили как резервный путь для «Азота». Мост почти не использовался, а после распада СССР находился в полузаброшенном состоянии, до недавнего времени охранялся. Железнодорожную ветку, ведущую к этому мосту, разобрали еще 15 лет назад. Сейчас в городе существует легенда, что этот мост был построен на случай непредвиденных военных действий.

 

Справка «ВГ»
Длина проектируемого участка составляет 6 км. Вся дорога будет четырехполосной. На каждом перекрестке установят светофоры, а вдоль магистрали с одной стороны сделают тротуар и велодорожку. По кольцу можно будет ездить со скоростью 60 км/ч. Проектно-сметную документацию сейчас разрабатывает институт «Гродногражданпроект».