Чиновники подвели спортивные итоги 2012 года

В минувшую пятницу состоялось собрание спортивного актива области, на котором подвели итоги прошедшего года. В отчетах перед заместителем министра спорта и туризма Чеславом Шульгой  чиновники сыпали цифирью, однако конкретного плана, как вернуть области утраченные позиции, так и не представили.

рис. Андрея Янковича

Возникло ощущение, что в управлении физической культуры и спорта не знают, что делать дальше. Как еще объяснить призыв начальника управления Вячеслава Апановича обратиться за помощью к ветеранам? Гродненский спорт скорее жив, чем мертв? В этом разбирался обозреватель «ВГ».

 

Не до жиру, быть бы живу

Еще в начале 2000-х гродненские спортсмены с россыпью медалей возвращались с Олимпийских игр. Тогда вопрос стоял лишь о количестве и цвете металла. На последних Играх в Лондоне трое гродненцев попали в восьмерку сильнейших. Олег Юреня занял 6 место в гребле на байдарках и каноэ, Наталья Корейво стала седьмой в беге на 1500 метров. Такое же место заняла на велотреке в командной гонке Оксана Попко. А где медали? Где спортсмены, которые должны прийти на смену Янине Корольчик, Ольге Цандер, Игорю Басинскому, Игорю Астапковичу, Ивану Тихону?

Бежим не в ту сторону

Специалисты видят проблему в отсутствии системы подготовки молодых спортсменов и функционировании детских спортивных школ. Удивительно, что в области с богатыми традициями нет достойной базы, не хватает инвентаря.

Александр Лобур, директор школы высшего спортивного мастерства, отметил, что для эффективности работы детских школ необходимы три компонента: спортивная база, достойная зарплата тренерам и достаточное количество инвентаря. Кстати, в области насчитывается 40% лишних работников детских школ. Директор рассказал, что на каждый вид в спортшколе хватит четырех тренеров. Путем сокращения тренерского штата можно повысить заплату тем, кто действительно работает и показывает результат.

Богатые сидят на шее

Вячеслав Апанович в своем выступлении обратил внимание, что финансовая поддержка, а вместе с ней возможность выезда за рубеж на соревнования будет оказываться только тем, кто показывает результат. Возникает парадокс: футбольный «Неман» за десять лет один раз в пятерку лучших попал, зато из года в год исправно по два раза летает на сборы в Турцию.

Начальник управления озабочен самоокупаемостью спортивных объектов. Так, в прошлом году план составил 16%, на нынешний год планку подняли до 20%. Это значит, что стадионы и спорткомплексы должны повысить цены на предоставляемые услуги и аренду помещений. Если эти объекты кое-что зарабатывают, то клубы по-прежнему сидят на государственной шее. Признаться, сложно представить, как смогут зарабатывать футболисты и хоккеисты. А именно у этих спортсменов самая высокая зарплата. Клубы ждут указа о господдержке и не беспокоятся о завтрашнем дне.

Кто заплатит за «коммуналку»?

Директора школ подняли вопрос, который уже долгое время не могут решить ни чиновники, ни тренеры. Дело в том, что школы обязаны оплачивать коммунальные услуги. Это «бьет» и без того по скромному бюджету учреждений. Заместитель председателя Гродненского областного исполнительного комитета Игорь Жук попросил Чеслава Шульгу вынести этот вопрос на обсуждение в министерстве.

Как быть и что делать?

Серые краски собрания разбавило выступление Николая Шулейко, всю жизнь посвятившего развитию в Гродно стрельбы из лука, должное время возглавлявшего областной спортклуб профсоюзов. Он попросил слова после всех докладов. Начал Николай Александрович с аллегории, сравнив состояние спорта со старой яблоней, которая уже не приносит плодов.  Затем привел цифры, красноречиво говорящие об упадке:

— Когда-то наша область имела вклад от 13% до 16% в общую копилку страны. Это был второй показатель после Минска, затем он начал снижаться. Сейчас мы стабильно сидим в конце, на 6–7 месте. Даже по итогам 2009-2010 годов наш вклад составлял 9–10%. Что мы имеем? За 2011 год по оценке Министерства спорта и туризма этот показатель составил около 6%. За 2012-й  результаты снизились еще почти на два процента. Почему это происходит? Неужели стало меньше школ, тренеров, видов спорта? Нет, болезнь гораздо глубже, но никто не хочет этого признать.

Получается, что у нас все здорово и хорошо. Как только кто-то начинает говорить про ошибки — ату его под корень. Не нужно стесняться говорить, что у нас плохо.
Николай Шулейко продолжал:

 — Еще 2008 году более тридцати ведущих специалистов, включая почетных граждан города, подготовили письмо на имя губернатора Савченко, но ответа так и не дождались. Тогда было понятно, что мы идем не туда. Построили новый стадион, а летом он на замке — на площадки с  искусственным покрытием не пускают детей, это табу. В советское время мы отчитывались, что происходило на стадионе. Сейчас там чистота, порядок и… тишина. Как на кладбище. А на стадионе должны быть дети!

Нужно определиться, чего мы хотим: зарабатывать или готовить спортсменов. Никакой системы у нас нет. Мы не сдвинем область с последнего места, мы уже проигрываем сами себе, если сравнить результаты…

Вячеслав Апанович попробовал прервать выступление:
— Вы нарушаете регламент, лучше скажите, как профессионал, что нам делать?
— Не нужно ничего придумывать, нужно вернуть рычаги управления, которыми мы пользовались в советское время. Я должен пройти все инстанции и дойти до мэра, чтобы нам разрешили сделать тир в подвале, где уже 15 лет лягушки квакают. Мы говорим об оптимизации, но где логика? В Василишках ввели в строй бассейн, а затем закрыли профсоюзную школу.

Замминистра Чеслав Шульга призвал стороны к диалогу, а также предложил изменить действующую систему подготовки спортсменов.

В тему

Спустя несколько дней после заседания тренеры отреагировали на призыв к диалогу. Тренер по фехтованию Борис Ковш предлагает создать при областном управлении совет, в который войдут ветераны и те, кому небезразлична судьба гродненского спорта.

 

Читайте также:

Чем запомнился гродненский матч Лиги Европы

Дмитрий Ковалёнок: живая легенда гродненского футбола

Гродненские гимнастки выиграли кубок