Права для «чайников». Нужно ли увеличивать срок обучения в автошколе?

Курсанты в автошколах будут учиться не три месяца, а полгода. С таким предложением недавно выступила Генпрокуратура страны. Зато в автошколах и в ГАИ с новыми правилами не спешат соглашаться.

Фото Виталия Дернейко

По мнению Генпрокуратуры, наибольшее число ДТП приходится на водителей с водительским стажем до 1 года. К тому же в среднем по автошколам Гродно только 38% учащихся с первого раза сдают экзамен в ГАИ, по некоторым учебным организациям эта цифра еще меньше — 20%.

 

Не хватает практики

В ГАИ считают, что увеличивать количество теоретических занятий нецелесообразно.

— К примеру, теория по устройству автомобиля в таком объеме, как сейчас, не нужна. Учащийся должен знать основу — где двигатель, куда заливать масло, как поменять колесо, и не более того. А чтобы починить машину, есть автосервисы. Что касается теоретической программы в целом, ее вполне достаточно и можно выучить за то время, что отводят сейчас, — считает заместитель начальника УГАИ УВД облисполкома Александр Ленец.

В ГАИ предлагают увеличить число часов по практическому вождению, так как на сегодняшний день по программе практический курс занимает 40 часов, из них только 8 — по дорогам большой интенсивности. Однако это не займет дополнительно еще три месяца обучения, уверен Александр Ленец.

 

Пересдача за 350 евро

Вместе с тем руководители автошкол считают, что нужно не просто увеличивать количество часов по практическому вождению, но и ужесточать систему сдачи экзамена в ГАИ, а также повышать стоимость пересдачи.

По словам директора УО «Гродненский государственный автоучебный комбинат подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» Игоря Сябровского, опыт можно позаимствовать у западных стран. К примеру, в Германии автошколы принадлежат в основном частным лицам. Один человек читает теорию и проводит занятия по вождению. И сам инструктор решает, когда учащийся готов к сдаче экзамена.

— В противном случае пересдача обойдется в 350 евро (более 4 миллионов рублей). В Польше, к примеру, тоже немало — 250 злотых (чуть больше 700 000 рублей). Или в США — там можешь даже не ходить в автошколу, но опять же каждая пересдача стоит бешеных денег. А у нас всего 10 тысяч рублей вождение и 5 тысяч — теория, — говорит Игорь Сябровский.

Более того, по мнению нашего собеседника, экзамен должен быть один, но проводить его нужно в присутствии представителей всех заинтересованных служб — автошколы, ГАИ, Белтехосмотра.

 

Обучение вырастет в цене

Не нужно увеличивать срок обучения и из экономических соображений, считают в автошколах. Ведь тогда стоимость обучения поднимется в два (а в частных организациях — и больше) раза.

Если в крупных организациях, где есть категории «С», «D», «E», чтобы покрыть расходы и не потерять клиентов, равномерно поднимут цену на все категории, то коммерческие организации со слабыми материальными возможностями, обучающие только на категорию «В», и вовсе закроются.

— С увеличением срока обучения увеличатся основные статьи расходов — автомобили и аренда. Уменьшится поток курсантов, так как за полгода мы сможем выпустить только одну группу, тогда как раньше успевали две, — пояснил директор ООО «Автолюкс г. Гродно» Дмитрий Жих.

 

В тему

Что нового предлагает Генпрокуратура для автошкол

Генеральной прокуратурой в Совмин было направлено письмо, в котором предлагалось переработать программы подготовки водителей. В частности, увеличить количество часов практического вождения, оборудовать все учебные автомобили, а также автомобили для сдачи экзаменов видеорегистраторами, GPS-навигаторами.

Предполагается ввести поэтапное предоставление права управления автомобилем. То есть до получения основного водительского удостоверения в течение двух лет действуют ограничения по скорости движения, запрет на перевозку пассажиров и управление в ночное время суток.

Также предполагается, что если кандидат в водители не сдает практический экзамен с третьего раза, то допуск к следующему экзамену возможен только после прохождения дополнительного курса практического вождения в автошколе.

 

Справка «ВГ»
По данным заместителя начальника филиала УП «Белтехосмотр» по Гродненской области Андрея Игнатовича, всего в области 64 автошколы, из них 18 в Гродно. Стоимость обучения на категорию «В» в среднем 2 200 000-2 500 000 рублей.

В 2012 году в Гродно по вине «молодых» водителей произошло 9 ДТП, в которых два человека погибли, а 14 получили травмы, сообщил инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Игорь Гордийчук.

 

Читайте также:

Сроки обучения в автошколах увеличат в два раза

В ГАИ рассказали о нововведениях: новые штрафы и экзамены на видео