Анна Каренина / Джек Ричер

Джек Ричер — американский крепыш с феноменальной памятью, тонким чувством юмора и улыбкой Тома Круза. Анна Каренина — порывистая молодая дворянка-мать в противоречивой царской России. Что их объединяет? Да хотя бы имена собственные как названия фильмов, выражающие намного больше, чем выдуманные имя-фамилию.

Здравствуйте, уважаемые.

В этой рубрике с хаотичной периодичностью вы сможете прочитать про актуальное и новое в репертуаре гродненских кинотеатров. О чем, зачем, для кого фильм, стоит ли его вообще видеть — всё это и что-нибудь еще будет ждать вас здесь. Также приветствуются любые вопросы по теме фильма в комментариях.

Смотрите только хорошее.

 

Анна Каренина / Джек Ричер

Anna Karenina / Jack Reacher

Режиссер — Джо Райт / Кристофер МакКуорри

В ролях: Кира Найтли, Аарон Тейлор-Джонсон, Джуд Лоу, Домналл Глисон, много женщин в платьях / Том Круз, Розамунд Пайк, Вернер Херцог, Ричард Дженкинс, Роберт Дюваль

Джек Ричер — американский крепыш с феноменальной памятью, тонким чувством юмора и улыбкой Тома Круза. Анна Каренина — порывистая молодая дворянка-мать в противоречивой царской России. Что их объединяет? Да хотя бы имена собственные как названия фильмов, выражающие намного больше, чем выдуманные имя-фамилию. Ричер (reacher — «достигающий цели», что правда) — дань героям всех эпох, от Одиссея до Рэмбо, чьи имена сами по себе столь же самодостаточны и заглавны. Каренина — напротив, дань именно эпохе, где один человек — лишь мазок на картине жизни и конкретной истории.

«Анна Каренина» — это буйство красок и аскетизм декораций, дословное воплощение шекспировского «вся жизнь — театр, и люди в нем — актеры». Здесь вокзал за полминуты трансформируется в ресторан, а тот — в оперу, а та — в ипподром, а затем раскрываются двери бального зала — и вдруг заснеженное поле бьет по глазам белизной. Знаменитые длинные планы Джо Райта только усиливают ощущение спектакля, нон-стоп-вальса зрителей вокруг актеров и актеров вокруг зрителей. Балаган? Отчасти. Но снятый и-де-аль-но: и британские актеры, и карнавальный местами дух, и деконструкция декораций не убивают содержание первоисточника, а скорее даже наоборот, вдыхают в него новую жизнь — времена-то сменились.

А как же таинственная, глубокая, необъяснимая русская душа, спросите вы? Дерзко, наверное, игнорировать полуторавековой скрип перьев строгих литературных критиков (и заодно тысячелетний пафос десятков поколений), но вот что важно понимать — нет никакой загадочной русской души. Есть просто дýши, без деления по национальности и тем более по иррациональности.

«Джек Ричер» попроще, но не менее интересен. Появляясь из ниоткуда и исчезая в никуда, сваливаясь моментами в привычную и скучную героику, герой Круза всё-таки уникален. Это почти обычный человек, а не стальной киборг или специалист во всем, — что не мешает ему, бывшему солдату, надавать тумаков хулиганам. Ричер — даже не герой боевика, а скорее современный Шерлок Холмс с уклоном в благородство: интеллектуал, наблюдательный, адаптирующийся. Что важно, он действительно живой: ошибается, кровоточит, ведется на неочевидные провокации и аккуратно огибает очевидные, пользуется логикой, а не суперспособностями, игнорирует закон ради справедливости ровно настолько, чтобы никто особо не пострадал. Ко всему это еще и классический бродяга, пилигрим, идеал для способных одиночек, только в удобном мире кредиток и универсализации: не вещи определяют человека, но качества его ума и тела. Также к вечно молодому восхитительному Крузу (50 лет, между прочим) прилагаются полногрудая высокодуховная блондинка, хороший режиссер Вернер Херцог в роли злодея с отгрызенными пальцами и неприлично развеселый для своего возраста Роберт Дюваль.

Итак, что же общего у этих двух? Да ничего, в общем-то, они абсолютно разные. «Джек Ричер» — поумневший боевой детектив, «Анна Каренина» — полегчавшее классическое ископаемое. Они принадлежат едва ли не к полярным областям массовой культуры, но оба при этом делают по гигантскому шагу навстречу друг другу, к энергичности повествования, к моральному императиву, к сценической бритве Оккама, к идеалу массового кино, которое и потешит, и утешит.


Фильмы можно увидеть в кинотеатрах «Красная звезда» / «Октябрь».
Расписание сеансов — в нашей афише.

 


Читайте также: полный список обзоров