У создателя мировой железнодорожной науки Павла Мельникова есть гродненские корни

По всем справочникам и энциклопедиям этот замечательный инженер и ученый значится уроженцем Москвы. При этом совершенно игнорируется одно свидетельство, запечатленное в книге воспоминаний его ближайшего помощника, сослуживца и друга А. И. Дельвига «Биографии инженеров путей сообщений».

П.П.Мельников, 1865 г. Фото: ru.wikipedia.org

 

Секреты отцовства

Книга была издана в Санкт-Петербурге в 1889 году.К этому времени Мельникова уже не было в живых, и автор позволил себе откровение, касающееся жизни своего друга. Он, в частности, рассказал, что «Павел Петрович был побочным сыном гродненского помещика Беклемишева, который выдал его мать «замуж» за какого-то малоимущего и убогого могилевского шляхтича, служившего в Москве, чтобы дать Павлу дворянские права».

Дельвиг ничего не пишет о матери Павла Петровича, которая, по его словам, видела «мужа» своего Мельникова только мельком при венчании в захолустной деревеньке, близ Гродно. Но, судя по всему, она была хорошенькой и достойной уважения (хоть и из крестьянок), коль скоро на нее «позарился сам Беклемишев».

О «самом Беклемишеве» известно также немного. В Национальном историческом архиве Беларуси (НИАБ) в г. Гродно хранится лишь одно небольшое дело от 7 января 1827 года, озаглавленное «Об отыскании отставного капитана Петра Беклемишева», касающееся родителя Павла Петровича.

Всё содержание дела сводится к просьбе супруги отставного капитана найти ее мужа, «который, получив от болезни облегчение, в 1821 году отправился в Москву для вступления в службу и от того времени без вести пропал». Куда и к кому рвался в Москву Беклемишев, нашли ли его самого или нет, в упомянутом деле не говорится.

 

Строитель первой железной дороги

Памятник П.П. Мельникову на Комсомольской площади в Москве. Фото: ru.wikipedia.org

Что же до его незаконнорожденного сына, то о нем история хранит гораздо больше сведений. Мельников впервые в мире разработал теоретические основы проектирования и строительства железных дорог, издав первый в России теоретический труд по железнодорожному делу «О железных дорогах» (СПб, 1835). Он же построил в 1837 году первую в России дорогу Петербург — Царское Село протяженностью 27 км.

Именно ему император Николай I поручил строительство первой русской 2-путевой железной дороги Петербург — Москва, ставшей в то время самой длинной в мире — более 650 км. На дороге были построены 184 моста. Ширина колеи (5 футов, или 1524 мм) стала типовой для всех последующих русских дорог, в отличие от европейских (1435 мм).

 

Министр путей сообщения

Свои выдающиеся способности инженер приложил и к строительству первой железнодорожной линии, проложенной на белорусской земле. Речь идет об участке Поречье — Гродно, представлявшем часть большой магистрали Петербург — Варшава в 1851–1862 годах.

Как министр путей сообщения Российской империи, он лично спроектировал и осуществил технический надзор строительства более 5 тысяч километров железнодорожных линий в европейской части России.

В последние годы он жил на станции Любань Николаевской железной дороги, где и был похоронен после смерти. В 1954 году в городском сквере Любани ему установили величественный памятник в полный рост. В 1960 году в Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта создан мемориал Мельникова, где установлен его бронзовый бюст.

Научное и инженерное наследие Мельникова огромно, однако, как и его жизнь, оно до сих пор комплексно не исследовано. Железные дороги — это основной вид транспорта как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь. И это самый величественный памятник Беклемишеву-Мельникову. К сожалению, на земле, давшей ему жизнь, об этом замечательном человеке мало кто знает. Думается, что с целью увековечения памяти инженера-новатора на белорусской земле необходимо хотя бы установить мемориальные доски на крупных железнодорожных станциях по всей трассе Петербург — Гродно.

 

Читайте также:

«Красная книга Гродно» подводит итоги

Первыми на ретропоезде проехались чиновники из Санкт-Петербурга (фото)

Как выглядит сейчас железнодорожный вокзал (фоторепортаж)

Зал ожидания сделали в обычном вагоне