Сестра Нереуша о монашеской жизни, вечных обетах и обручальном кольце

Невесты Христа не пользуются косметикой и не покупают яркие наряды. Они принимают обет безбрачия и бедности и, «обручившись» с Иисусом, всю жизнь ждут встречи с ним. Накануне рождественских и новогодних праздников корреспондент «ВГ» встретилась с настоятельницей ордена святой семьи из Назарета в Беларуси сестрой Нереушей, чтобы узнать о жизни современных монахинь.

Фото Инны Гришук

 

Как Алина стала Нереушей

Сестре Нереуше 39 лет, более половины из них она провела в монастыре. Она родилась в деревне Артюши Щучинского района и до 10 класса даже не думала о монашеской жизни. Когда в начале 90-х начали открываться костелы, а сестры-монахини стали открыто появляться на людях, увидела, что есть другой образ жизни.

Интересуюсь: «Почему решили уйти в монастырь?» «Призвание — это тайна, которую трудно выразить словами», — отвечает сестра Нереуша. Мама и родные до сих пор по привычке называют ее Алина. Необычное для белорусских реалий имя она взяла в честь своего покровителя св. Филиппа Нерия. 

В гродненском монастыре на ул. Карла Маркса сестра живет уже 4 года. Столько же длится ее пребывание на посту настоятельницы ордена, который включает около 50 монахинь. 21 из них в настоящее время проживает в Гродно. Вторая по численности община ордена находится в Новогрудке (11 сестер).

 

Кто в монастыре хозяин?

Дом монахинь только снаружи ничем не отличается от обычного жилого строения. Но внутри здесь царят совсем другие порядки. Самое главное место монастыря — небольшая часовня. Сюда сестры приходят как минимум три раза в день. Часовая молитва и размышления над Святым писанием проходят в 7 часов утра перед завтраком, затем — в обед и вечером. Кроме того, каждая сестра в свободное время старается обязательно зайти в часовню для духовных упражнений.

«Здесь живет наш хозяин», — шутливо поясняет сестра Нереуша. Дело в том, что каждая сестра-назаретанка считается нареченной невестой Иисуса. А после принятия вечных обетов надевает на безымянный палец правой руки серебряное обручальное кольцо с выгравированной надписью на латыни Dilectus meus mihi et ego Illi («Возлюбленный мой, и я — его»). 

Каждая сестра живет в отдельной комнате или келье. Правда, по внутренним правилам ордена заходить туда не могут даже близкие родственники монахини.

Жизнь обитательниц монастыря не лишена современных удобств. У них есть компьютер с выходом в интернет, телевизор. Однако стоят они в раздвижном шкафу, и если кто-то садится поработать за компьютером, то автоматически закрывает экран телевизора.

По словам моей собеседницы, сестрам редко удается собраться вместе, чтобы посмотреть новости или фильм. На это просто не хватает времени. После ужина монахини обычно расходятся по своим комнатам, совершают индивидуальные молитвы, читают книги. К слову, в монастыре имеется большая библиотека с духовной литературой.

Сестра Нереуша отмечает, что сейчас монахини живут в более комфортных условиях, чем 30–40 лет назад. В советское время, когда религия была под запретом, сестрам приходилось скрывать свой монашеский сан, прятать монашескую одежду и подпольно выполнять свою духовную миссию. Эти времена застала сестра Сетеля — она нашла свое призвание в том, чтобы посещать больницы и искать людей, которым нужна помощь священника. Еще две пожилые сестры в нынешнем году умерли.

 

Молитва вместо шампанского

Совершенно иначе невесты Христа проводят и традиционные праздники. К примеру, когда вся страна считает удары курантов и открывает шампанское, сестры-монахини размышляют о том, чтобы завершить старый год и начать новый с Богом в сердце.

«Новый год мы встречаем, стоя на коленях в часовне. Молитва начинается примерно в 23.00 и заканчивается, когда часы бьют полночь», — рассказала сестра Нереуша. Если есть священник, то проходит богослужение, если же его нет, то сестры отправляются спать. Не запрещается пойти и угоститься мороженым — конечно же, если на него остаются силы. 

Более торжественно в монастыре отмечается Рождество. Во время рождественского ужина сестры ломают облатки и просят прощения, дарят друг другу скромные подарки, поют колядные песни… 

В основном монастырь живет за счет пожертвований. Постоянного источника дохода у служительниц Бога практически нет. Несколько монахинь получают пенсию, небольшое пожертвование имеют те сестры, которые работают в костеле. Тем не менее каким-то чудесным образом у сестер появляются средства на то, чтобы содержать свой большой дом — отапливать его, делать ремонт и т. д. Чаще всего просто находятся неравнодушные люди, готовые сделать пожертвование. Довольно часто люди из деревень привозят картошку и другие овощи для благотворительной кухни, на которой готовятся обеды для бедных.

 

Обет бедности и послушания

Среди зароков, которые дают монахини, самыми необычными могут показаться обеты бедности и послушания. Монахиня не может иметь в собственности ничего, кроме одежды и предметов личной гигиены.

«Все вещи нам даны во временное пользование, — поясняет сестра Нереуша. — У меня есть мобильный телефон, кое-какие книги и небольшие сувениры, которые я беру с собой, переезжая в другой монастырь. Но если мне скажут их отдать, расстанусь с ними без сожаления». Сестра вспоминает, что иногда люди дают сестрам пожертвование или дарят подарок со словами: «Это — лично для вас». Но всё, что получает монахиня, она не может оставить себе и отдает настоятельнице монастыря, которая решает, как правильно этим распорядиться. Делать так, как скажет настоятельница, — в этом и заключается обет послушания. 

У каждой из сестер есть свои обязанности — кто-то из них готовит и помогает на кухне, кто-то — убирает, занимается приготовлением пищи для бедных, прислуживает в костеле или работает в канцелярии гродненской епархии… «Нам не приходится выбирать, чем будем заниматься, придя в монастырь. Мы должны служить Богу через ту работу, которая будет поручена», — отметила сестра Нереуша.

После посещения монастыря в душе еще долго остается чувство растерянности: жизнь этих девушек похожа на одно большое ожидание, во время которого они готовятся к самой большой радости — встрече с Богом. И глядя на них, невольно понимаешь, что смыл нужно искать где-то за пределами банальных материальных ценностей.

 

Справка «ВГ»

Вечные обеты — это обеты послушания (сестре-настоятельнице), чистоты (безбрачия), бедности (отсутствия собственности). Соблюдают их с первых дней пребывания здесь, но принимают навсегда после 10 лет монастырской жизни. Уйти из монастыря можно на любом этапе, но после принятия вечных обетов монахиня навсегда остается обрученной с Иисусом. 

Первые пять лет монахини готовятся к принятию первых обетов. Это этап послушничества, учебы, когда каждая из монахинь учится самым обыденным вещам — как правильно убирать дом, готовить еду — и вместе с тем открывает в себе Бога. После этого этапа сестры получают новое имя — своего святого покровителя — или оставляют прежнее.

 

Читайте также:

Под куполом небес

Один день в монастыре

Молитва спасла монахов от гибели во сне