В Европе танцоры раздеваются прямо на сцене

Девушка, сбросив с себя всю одежду, начала разрисовывать свое тело черными красками, чуть позже взяла в руки кусок картона и смяла его в небольшой комок.

Фото Доминики Ярош (Foto by Dominika Jarosz)

 Так выглядит современный европейский танец.Увидеть спектакль стало возможно благодаря Мобильной академии критики танца (МАКТ) на ХVI Международном фестивале театров танца в Люблине, который проходил с 6 до 11 ноября.

Эмоции усиливаются в 10 раз

Полька Магдалена была не единственной, кто обнажился перед зрителем. Танцоры из Франции и Португалии также продемонстрировали наготу. В Европе этим уже никого не удивишь, а вот наш зритель испытал бы легкий конфуз. Справедливости ради стоит отметить, что нагота на сцене была уместна только в перфомансе Веры Мантеро «Олимпия», где женщина изображала сошедшую с картины Эдуарда Мане куртизанку.

Фестиваль в Люблине дал уникальную возможность увидеть работы хореографов с мировым именем: американца Мерса Каннингема, француженки Меги Марин и немки Тулы Лимнаюс. Эмоциональный посыл их спектаклей был очень мощным. Так, к примеру, в балете Тулы Лимнаюс «Каждый день», танцоры выступали на сцене, усыпанной песком. Создавалась иллюзия, что артисты стали единым целым с землей под ногами. Сама идея и техника достойны аплодисментов, однако, рассказывая о цикличности жизни, немцы использовали только темные краски, и выглядело это достаточно пессимистично.

Самым ярким спектаклем фестиваля стал перфоманс May B («Мей Би») Меги Марин. Несмотря на то что представление было поставлено в 1981 году, May B по настоящее время является самым важным ориентиром в истории танца. Танцоры, которые показывают переплетение человеческих эмоций, делают это фантастически. Зритель видит даже не людей, а только их чувства. Каждый артист на протяжении 60 минут сохраняет свой образ: злого, обиженного, сумасшедшего, доброго или несчастного человека. Виртуозная техника — мимика, жесты, положение и движения тела — утрирует эмоции в десятки раз.

B мире идет борьба за фестивали

Правда, многие постановки так и остались непонятыми. Как-то не читалась идея ни в танце, ни в логике поведения на сцене, и даже просто как зрелище не смотрелась. Как оказалось, такого мнения придерживались многие зрители, а публика из России и Украины испытывала так называемый культурный шок.

Фото Доминики Ярош (Foto by Dominika Jarosz)

Понятно, что современный танец — это не просто эстетика, но и своеобразный язык, на котором танцоры говорят о волнующих их проблемах. Но парадокс в том, что, даже послушав некоторых хореографов, зритель не всегда мог понять задумку мастера. Такая ситуация вполне оправдана для постсоветского пространства, особенно для Беларуси и, в частности, Гродно. Как рассказал хореограф Александр Тебеньков, это вполне нормально, когда из всего фестиваля нравится только 15% представлений: «Если говорить о гродненском зрителе, его кормят одним и тем же, и, к сожалению, он вовсе лишен разнообразия, а когда он сможет видеть всё, что происходит в мире, у него будет выбор».

На фестивале в Люблине можно было познакомиться не только с современным танцем, но и стать участником образовательного процесса на мастер-классах и конференции. Подобное можно было бы организовать и в Гродно.

«За такие мероприятия в мире идет борьба между городами — это, конечно, в первую очередь моральные дивиденды, но позже они переходят в материальные за счет людей, которые приезжают, тратят деньги на жилье, питание, сувениры и покупки. Англичане задались целью и посчитали, что за каждый вложенный в Эдинбургский фестиваль фунт стерлингов они получают обратно шестнадцать. Так происходит не везде, но прибыль в любом случае очевидна», — объясняет Александр Тебеньков.

 

В тему
Международный фестиваль современной хореографии (IFMC) в Беларуси проводят пока только в Витебске, но уже на протяжении 15 лет. На нем ежегодно выступают и участвуют в конкурсе любительские и профессиональные коллективы современной хореографии Беларуси, России, Украины, Молдовы, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Франции, Германии, Голландии, Японии, Китая, Израиля. Фестиваль продолжает оставаться экспериментальным полем для опробации новых идей и школой для молодых хореографов и танцоров. Вместе с тем основным событием IFMC является Международный творческий конкурс. Его призовой фонд составляет 12 000–18 000 $. Уникальность конкурса заключается в том, что в Витебске оценивается хореографическое произведение в целом. Гран-при вручается за выдающийся танцевальный спектакль, специально подготовленный и впервые представленный на IFMC.

 

Справка «ВГ»
Юбилейный XXV Международный фестиваль современной хореографии в Витебске пройдет с 21 до 28 ноября. В этом году площадкой для IFMC станет не только родина Шагала, но и многие другие города страны. Так, на сцене гродненского драмтеатра выступит «Киев модерн-балет» с хореографической фантазией «Дождь» во вторник, 27 ноября.

 

Читайте также:

Гости из Польши научили наших танцоров языку тела