Чем Гродно может привлечь интуристов?

Экскурсоводы не скрывают, что сейчас у заграничных гостей глаза загораются не столько от созерцания древних руин и замков, сколько от боевой техники на постаментах, ленинских статуй, памятных досок на зданиях с именами коммунистических лидеров, новогодних гирлянд со звездами и… милиционеров вкупе с хмурыми продавщицами.

Фото Артёма Бурчика

Сезон отпусков в этом году снова ознаменовался вялым интересом иностранцев к белорусским достопримечательностям. Казалось бы, все творческие силы и максимум материальных возможностей были брошены на поиск легенд и ремонт исторических зданий. И всё равно туристический автобус в наших краях встретишь нечасто.

Я не говорю здесь о санаторных комплексах, которые уже успели облюбовать россияне. Речь идет о ребятах, с ошалелым видом семенящих за экскурсоводом, с фотоаппаратами на груди. Посмотрите налево, посмотрите направо… Еще хотелось бы видеть импортных граждан, штурмующих наши спортивные комплексы и водные просторы. С этим пока туго. Даже в приграничном Гродно, богатом своей историей, архитектурой, аквапарком, ледовым дворцом и Августовским каналом, самые частые гости — минчане. В чем же дело?

Правило трех «С»

А дело в том, что организация туриндустрии включает в себя несколько этапов, один из которых мы вполне успешно проходим сейчас. Это приведение местных достопримечательностей в такое состояние, чтобы не стыдно было похвастать перед приезжими. Но это еще не всё. Необходимо завлечь туриста, доказать ему, что здесь есть на что посмотреть и чем заняться. То есть пора включать голову.
Не будем переоценивать среднестатистического интуриста. Мало кто из них сейчас поедет осматривать наши замки только потому, что они находятся в Беларуси, а не, к примеру, в Чехии либо Польше. Для того чтобы обеспечить «вал» путешествующей массы, креативщики-профессионалы уже давно вывели правило трех «С». Ничто так не привлекает публику, как страх, секс и смех. Попробуем поразмыслить, подойдет ли такой подход нам.
Что касается секса, этот вариант отметаем сразу. И без того слишком натужно, благодаря некоторым «доброжелателям», создается достойный имидж нашей страны в мировом сообществе. К тому же ниша плотно занята Таиландом и некоторыми бывшими компаньонами по Советскому Союзу.

Оставь свой «след» в истории

Теперь о смехе. В эту категорию обычно записывают различные развлекательные заведения, аквапарки, Диснейленды и курьезные достопримечательности. К примеру, можно покрасить один из танков, в большом количестве разбросанных по белорусским городам, в розовый цвет. И затраты небольшие, и оригинально, и отголосок по всему миру пройдет — мама не горюй. Любители «оригиналинки» со всего света потянутся к уникальному танку со своими фотоаппаратами. Не говоря уж о пацифистах, которые внесут военную технику цвета Барби в маршрут обязательного паломничества. А если покрасить в цвета радуги, то поток приверженцев однополой любви к символическому артефакту будет без преувеличения многомиллионным.
Только стоит ли разменивать уважение к истории, да и к себе на организацию такого туризма? Этот вопрос каждая страна решает сама. Позволяют же себе англичане находиться в столице скандально известной галерее Саатчи, выставляющей только самые мерзкие, дикие и скандальные произведения. Еще один пример широких взглядов на креатив — это «стена жвачек» в Сиэтле. Целая стена дома сплошь облеплена миллионами жеваных резинок. Без сомнения, она привлекает к себе тех, кто хочет оставить свой «след в истории». Но на мой взгляд — это самый выразительный в мире памятник неряшливости. Да и выглядит очень отталкивающе. Но выбор сделан, рефлексия позади, и все эти объекты успешно способствуют пополнению городской казны.

Прогулка по пустынному городу

Страх привлекает людей ничуть не меньше. Лагерь смерти Дахау в Германии, польский Освенцим, американский Манхэттен и его «Граунд зеро» на месте разрушенного Торгового центра, музей казней во Франции и пражский музей пыток, парижские кладбища и музей-костехранилище в Чехии, гаитянские рынки вуду и израильский Иад Вашем…
Да жаждущие страха туристы готовы платить любые деньги, чтобы попасть даже в строго-настрого закрытую для посещений радиоактивную зону отчуждения — на Чернобыльскую АЭС и в соседствующий с ней мертвый город Припять. Камбоджийские власти открыли для посещений Поля смерти в Чоенг Эк, где любители пощекотать себе нервы ходят по полу, залитому кровью жертв режима Пол Пота.
Увы, нам тоже есть, что показать. Достаточно вспомнить Великую Отечественную войну. Сожженные деревни, замученные женщины и дети, лагеря смерти, еврейские гетто, массовые казни на площадях… Всё это было. Но стоит ли этим заманивать в страну, смаковать подробности смертей и страданий? У меня, к примеру, нет уверенности в том, что именно будут чувствовать заграничные гости, стоя на месте расстрелов. Может быть, это будет скорбь и отречение от зла. Но, скорее всего, желание сфотографироваться на фоне могильного кургана.

Эксклюзивная креативная формула

Что же делать, если ставка на средневековую самобытность не сработала? Стран, предлагающих этот товар, в Европе сейчас пруд пруди, и конкуренция в этом сегменте — не приведи Боже.
Пора поднять другой пласт истории. Ведь у нас сохранились все элементы эпохи, которая до сих пор будоражит умы закордонного общества. Эпохи великой Советской империи. Экскурсоводы не скрывают, что сейчас у иностранных туристов глаза загораются не столько от созерцания древних руин и замков, сколько от боевой техники на постаментах, ленинских статуй, памятных досок на зданиях с именами коммунистических лидеров, новогодних гирлянд со звездами и… милиционеров вкупе с хмурыми продавщицами. А видели бы вы, с каким замиранием сердца они смотрят на людей, входящих и выходящих из здания с вывеской «Комитет государственной безопасности»!
Все страны-соседки постарались поскорее избавиться от всего, что могло бы напоминать о дружном союзе республик свободных, а мы еще храним артефакты этого исторического периода. И не в каком-то отдельном парке коммунистической символики, как в Литве. У нас все на своих местах. Танк — на постаменте, Ленин — на главной площади. Приезжайте — и посмотрите. Мы такие одни. Нам не стыдно за наших отцов и дедов, которые жили в это время и изо всех сил старались построить утопическое государство. Хотим мы этого или нет, но Советский Союз у нас не только на площадях, но и в одежде, на лицах, в крови… И то, что нам кажется привычным укладом, для наивного интуриста — живое и органичное свидетельство загадочного «коммунизма», с призраком которого они боролись 70 лет. Что здесь работает? Страх? Смех? Секс? Да простое человеческое любопытство. Всегда хочется увидеть то, о чем слышал сто раз. Может, это и есть наша эксклюзивная креативная формула?
Идея, кстати, не моя. Подсказал человек, который собаку съел на организации туристического бизнеса. Должна сработать. Может, попробовать?

Читайте также:

В Лидском замке открылась камера пыток для туристов

Экскурсоводы смогут пройти аттестацию в Гродно

Семён Шапиро: В центре города должны быть туристы и музеи