Гродненская синагога: пожары и реконструкции

Большая хоральная синагога — старейший действующий иудаистский дом молитвы в Беларуси. Не так давно, впервые за много лет, начались работы по восстановлению этого здания.

Поэтому не посвятить его истории в нашей рубрике «Красная книга Гродно» хотя бы несколько слов было бы неправильно. Тем более что синагога относится к числу малоизученных архитектурных памятников города.

Гродненская синагога упоминается впервые в 1540 году. Здание было возведено в конце XVI столетия известным итальянским архитектором Санти Гуччи, который в то время по заказу короля Стефана Батория занимался перестройкой Старого замка в королевский дворец и возводил каменную Фару Витовта. В 1617 году новая синагога пострадала во время пожара, однако ее довольно быстро восстановили.

 В почти целиком деревянном Гродно синагога была явной архитектурной доминантой, возвышаясь над долиной Городничанки. Очень высокая, крытая черепицей крыша, декорированные фасады и две мощные башни спереди создавали неповторимое сочетание ренессансных пристрастий знаменитого итальянского архитектора и традиционных для иудаизма форм.

В течение следующих нескольких столетий главный дом молитвы еврейской общины города изменился мало. Варшавская писательница и журналистка А. Трипплин, которая посетила Гродно в начале 1880-х, характеризовала старую синагогу как «большой, сильно поросший мхом и обшарпанный дом молитвы».

События 1885 года, когда произошел сильнейший за всю историю города пожар, сделали вопрос о восстановлении здания особенно актуальным. Толстые стены устояли, однако сгорела крыша, все деревянные элемены и богатое внутреннее убранство. Храм отремонтировали только спустя пятнадцать лет, уже в самом начале нового, ХХ века — решили создать образ, который в большей степени соответствовал эстетическим вкусам времени.

Мы пока не знаем фамилию автора проекта восстановления большой хоральной синагоги. Однако, по всей видимости, это был тот же самый архитектор, который проектировал и строил в 1890-х годах знаменитый дом Муравьева на теперешней Советской площади. У синагоги очень сильно понизили крышу, преобразили боковые объемы, украсив их изящными башенками в псевдорусском стиле, а также добавили много лепнины, придав как внешнему, так и внутреннему декору дома молитвы воистину роскошный вид.

Обновленный храм был центром культурной и религиозной жизни еврейского сообщества города. На открытках столетней давности он гордо возвышается среди множества других капитальных построек так называемого школьного двора. Только синагог, кроме главной, на этом пятачке земли было еще три. Тут же размещались многочисленные религиозные учебные заведения.

Все здесь кипело жизнью, и никто не мог представить, что спустя несколько десятилетий отсюда, от ворот главной синагоги, в последний путь будут отправляться обитатели гродненского гетто, уже заочно приговоренные к смерти в печах Освенцима.

В 1960-х годах квартал вокруг храма исчез совсем, и старое здание, словно корабль, покинутый экипажем, долго плыло по волнам истории, пока в начале пути независимой Беларуси вновь не вернулось к еврейской общине города — своим подлинным владельцам.

Читайте также:

На улице Гая вместо пустыря был дворец

«Красная книга Гродно»: Пышки и Меловые горы

Судьба дома Ожешко: от станции переливания крови до библиотеки

Каменно-бетонная плитка в историческом центре