Петля времени

В кукурузном поле стоит модный парень Джо. Сжимая под мышкой странное ружье, он упражняется вслух во французском и посматривает на часы. В 11.30 Джо закрывает крышку часов, перехватывает оружие поудобнее и стреляет в связанного человека, появившегося перед ним из ниоткуда.

Здравствуйте, уважаемые.

В этой рубрике с хаотичной периодичностью вы сможете прочитать про актуальное и новое в репертуаре гродненских кинотеатров. О чем, зачем, для кого фильм, стоит ли его вообще видеть — всё это и что-нибудь еще будет ждать вас здесь. Также приветствуются любые вопросы по теме фильма в комментариях.

Смотрите только хорошее.

 

Петля времени

Looper, 2012

Режиссер — Райан Джонсон

 

В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Брюс Уиллис, Эмили Блант, Джефф Дэниелс, Пол Дано

В кукурузном поле стоит модный парень Джо. Сжимая под мышкой странное ружье, он упражняется вслух во французском и посматривает на часы. В 11.30 Джо закрывает крышку часов, перехватывает оружие поудобнее и стреляет в связанного человека, появившегося перед ним из ниоткуда. Снять с тела пакет с оплатой серебром (со времен Иуды — самый символичный металл), завернуть труп в мешковину, спустить в печь — в середине XXI века от неугодных избавляются точно так же. За вычетом того, что неугодные — из будущего.

Это первое из ряда интересных допущений в закоснелом фантастическом жанре: путешествия во времени изобрели и застолбили за собой исключительно криминальные организации. В году эдак 2072 они связывают провинившихся и бросают на 30 лет назад, где с ними расправляются молодые ребята вроде Джо. Но классическое «нет человека — нет проблемы» здесь не вполне подходит: еще со времен Марка Твена и Герберта Уэллса временные парадоксы крошат мозг что обывателей, что ученых. Чтобы не заморачиваться, мафиози будущего придумали для киллеров всего два правила. Первое: не дать жертве уйти. Второе: если жертва — это постаревшая версия самого киллера, не дать ей уйти ни в коем случае. За такое вместо серебра вознаграждают горкой золота и выходом на пенсию на ближайшие 30 лет, пока за тобой не придут и не отправят под дуло, которое сжимаешь ты сам, молодой и глупый.

Первая половина фильма ожидаемо строится на том, что Джо, и без того терзающийся моральными дилеммами, нарушил оба правила: замешкался с выстрелом, получил от старого себя по морде, допустил парадокс. Но ближе к середине оба убийцы, старый и молодой, сходятся в провинциальном кафе, смотрят друг на друга одинаковыми глазами и соглашаются: «Давай не будем про эту межвременную хрень, у нас есть проблемы посерьезнее». В этот момент старый сюжет спотыкается и падает со сцены куда-то во тьму, а оформившийся новый начинает толкать кино совсем в другую сторону. Финал, пристрелив и эту линию, вообще запустит фильм за пределы привычной системы координат. Такое вот любимое занятие режиссера Джонсона: переизобретать и переключать восприятие тех, кто смотрит его работы, на ходу, прямо в процессе. Этим славился его дебютный «Кирпич», школьный нуар (причудливая игра светотени и моральных ориентиров, ставшая классической после голливудских триллеров 1940-х), этим запомнится чувствительному зрителю и «Петля».

Высказавшись о путешествиях во времени, о силе и слабости, об ответственности и расплате, о любви и глупости, к концу своего главного пока что произведения Джонсон выходит лицом к лицу с темами, которые одни называют библейскими, другие — просто важнейшими. Здесь самым если не разумным, то мудрым и нужным этому миру персонажем оказывается обычная мать, любящая своего ребенка. И в идеале зрителю в финале должно замкнуть любые его оголенные контакты, пытающиеся усвоить с экрана какой-нибудь глубокий смысл. Фильм Райана Джонсона в частности как раз о том, что любые глубокие смыслы на самом деле очень простые, и вся многомудрая полемика, все сломанные буквально и метафорически копья, все фатальные и маленькие жертвы — вся человеческая история, она о том, что мы, если не последние сволочи, всегда защищаем то, во что верим. И именно эта вера, выросшая на набитых шишках и неподдельной боли, делает нас личностями. Как говорила Фаина Раневская, есть люди с богом внутри, есть с дьяволом, а есть просто с глистами. Вот последним защищать особо нечего.


Фильм можно увидеть в кинотеатре «Красная звезда».
Расписание сеансов — в нашей афише.

 


Читайте также: полный список обзоров