Как делают деньги на «поле чудес»

Корреспонденты «Вечернего Гродно» побывали на оптовом рынке в Южном.

Фото Ангелины Покачайло

Около четырех утра. У дома нас с подругой ждет такси:

— Вам куда?
— Южный рынок.
— А чего так рано?
— Да вот… Хотим на оптовый попасть.
— В такую рань?!Таксист искренне удивляется и говорит, что рынок открывается около шести. Люди едут туда, как правило, к пяти утра. Это раньше, в 90-е, рынок начинал свою работу в одиннадцать часов вечера, к часу ночи. И съезжались на «поле чудес» отовсюду. Да-да, именно так кто-то прозвал оптовый рынок из-за смешных порой цен — и прижилось.
Но мы едем. Около центрального входа, у самых ворот, стоят несколько авто. Выходит сонный сторож, проверяет, всё ли в порядке. Он улыбается нам с подругой и советует пойти погреться в машину: «Долго ждать придется, пока рынок откроется».

Машины с грузом

На счастье, к нам подошел водитель одного из бусов. Познакомились. Признаться, утром в начале осени довольно прохладно.
— А можно мы погреемся у вас в машине?
— Пойдемте.
Он обрадовался компании, мы — возможности согреться. Сказал, что, если бы не мы, дремал бы в бусе. Разговорились. Оказывается, водители с товаром приезжают рано и выстраиваются в колонны вдоль дороги. Каждый хочет попасть на рынок раньше, быстро разгрузиться и продать товар.
— Аккуратней со своими сумками и кошельками, — советует водитель, уже наш знакомый. — Могут потянуть — и не заметите. Был у меня случай…
Около пяти часов утра люди выходят с огромными сумками к воротам центрального входа. И с каждой минутой их становится всё больше и больше. Они терпеливо ждут. Колонна автомобилей увеличивается. Белорусские номера, российские, польские, украинские. Ближе к шести змейка из автомобилей растягивается примерно на километр!

Муравьи-оптовики

Как только сторож открывает ворота, поток людей просто врывается на территорию рынка. Это похоже на шар, который лопается от напряжения. Торговцы разбредаются в разные стороны — рынок проснулся.
Открывается магазинчик, где почти сразу выстраивается длинная очередь за кофе. В основном женщины. Мужчины разгружают товар. Готова поспорить, большая часть торговцев может подготовить свой павильон за время, пока будет выпита та самая чашка кофе. Выражение «Время — деньги» здесь как никогда актуально.
Поток машин не иссякает. Приезжают и торговцы, и скупщики. Люди начинают «захватывать» павильоны. Практически у каждого — сумка на колесах, а то и тележка с несколькими сумками. Вокруг шум и гам, гул колес: столько людей! Задача каждого — взять что-то подешевле и получше.

Что почём

— В какую цену эта кофточка?
Продавец быстро определяет, оптовик ли ты: по сумке.
— Одна? 45 тысяч.
Мужские брюки можно купить за 200 с хвостиком тысяч белорусских рублей, а оптом — за 120. Джинсы, например, не все продают по одной паре, иногда только оптом, в среднем по такой же цене. Футболки — по 40–60 тысяч. Носки оптом (12 пар) за 38 тысяч — получается около 3 тысяч за пару. Жилеты — по 150, оптом — по 90. Куртки — за 260.
Самое интересное здесь то, как происходят торги между «коллегами по цеху». А они умеют торговаться: настойчиво — «не уступишь — не буду брать», убедительно — «я же 9 курток у тебя беру!» Чаще не уступают. И тогда поднимается крик (буквально) о «профессиональной солидарности». Кто выиграет — не угадаешь: в прибыли заинтересованы все.

Что дальше?

Торговцы нервно курят сигареты — товар уходит. Встает солнце — и уже можно разглядеть лица людей, сухие от кофе и жажды денег, под глазами мешки. Но все напористы и уверены: это можно определить по походке. Если кто-то кого-то толкнул — не беда, идем дальше, не оглядываясь. Не до того сейчас. Дорога каждая минута.
Около семи утра начинают ходить первые маршрутки. Гродненцы с огромными баулами возвращаются в свои квартиры и дома. Товар на руках. Осталось его перепродать по более выгодной цене и заработать таким образом себе на жизнь.
Как признался один из оптовиков, при хорошей ежедневной работе на рынке в месяц можно заработать до 1 000 долларов. В сезон — до 8 000 долларов! Вот вам и «поле чудес».