Мастер эпизодов: «Сыграл любовь, смерть, собаку… — можно давать «народного»

У Василия Минича в гродненском драмтеатре одна главная роль и множество — второго плана. Наверное, сегодня его можно назвать фаворитом по количеству сыгранных второстепенных характеров и судеб в самых разных жанрах — от комедии и сказки до драмы. Но каждая роль складывается в пластичный и очень искренний образ.

Фото Евгения Ромашова

 

Он обладает характерной внешностью «маленького человека», образ настолько собирательный, что позволяет сыграть практически всё, что предложит режиссер. Однако «на репетиции мы пробуем, а дома я думаю», — говорит актер.

Вы никогда не хотели уехать?
— Нет, потому что я живу в городе хороших людей, работаю в театре хороших людей. Бывают такие моменты, когда что-то не получается или случаются разногласия. Не брошу и не уеду. По сути я счастливый человек: у меня любимая работа, любящая жена и дети, двойняшки. Куда дальше? Всё есть…

Свой первый выход на сцену помните?
— На втором курсе я получил роль в спектакле «Король, дама, валет». В программке было написано: «Действуют, но не говорят». Играл манекена на большой сцене вместе с заслуженными артистами. Тряслось всё, как такое забыть.

Когда вы приходите домой, закрываете дверь театра?
— Ну да, должна быть какая-то своя жизнь, но с пьесой ты работаешь и дома, и в транспорте. Иногда замечаешь, как на улице руками машешь, потому что в голове сидит роль. Два-три месяца думаешь — ну как потом ее выбросить, она живет с тобой, ночами не спишь. И чтобы успокоиться, нужно сделать это своим. Нет, не могу закрыть дверь.

Как при этом получилось познакомиться с будущей женой?
— А мы вместе в театре работаем. То есть я работал, она еще училась. Как-то пересекались, я и не знал, что счастье ходит близко.

Что, на ваш взгляд, означает провальный спектакль?

— Когда не чувствуешь то, что делаешь: вышел, рассказал слова и ушел. Когда пустые глаза в зрительном зале. Мы ведь энергию берем от зрителей, и их отдача многократно возвращается. Теперь ждем возвращения Геннадия Мушперта, он ставит значимые серьезные спектакли, которых не хватает.

Вас можно назвать универсальным актером — вы один из немногих, кто может не только играть, но и пластически дополнить то, что делает. Для вас участвовать в танц-театре «Галерея» — это важно?
— Очень. Артист должен быть пластичным. Это как дополнительный инструмент. Ты можешь молчать, но движением показать многое. Очень интересно работать с Александром Тебеньковым (хореограф танц-театра «Галерея»). Он не говорит, чего хочет добиться. Спрашиваю: Александр Петрович, объясните, о чем спектакль? Всё додумывай сам. Он приоткрывает окна, ведь в мире творится такое…

Вы считаете, что наш театр закрыт для нового?
— Он закрыт для внешнего многообразия. Просто сидим на одном месте, а нужно ездить. И даже недалеко. Хотелось бы на фестиваль «Теарт» в Минске попасть, там будут шикарные спектакли, модерновые.

Что же мешает?
— Занятость, график составлен так, что ездить очень сложно, с утра до ночи на работе. Скоро в прямом смысле дети перестанут узнавать.

Для того чтобы ездить, нужно специально ставить конкурсные работы. Как правило, это спектакли компактные, где занято несколько актеров. И ехать по миру, собирая награды… С «Ночью Гельвера», где у вас главная роль, не ездили?
— Спектакль очень сложный и много где поставлен. Может быть, поэтому невыездной. Когда первый раз получил пьесу, стыдно говорить, три дня плакал, наверное. Когда его ставили, репетировал с валерьянкой. Правда, финал я бы сделал, как у автора (Ингмар Вилкист, польский драматург, в пьесе — история слабоумного Гельвера и его приемной матери, которая, чтобы спасти от нацистов сына, решает… убить его. — Прим. «ВГ»).

«Утро понедельника», спектакль Александра Тебенькова. Вы там так плакали, что зал тоже готов был рыдать, было очень грустно. Что вы реально оплакивали в тот момент? Или так происходит всегда и сильные эмоции можно сыграть?
— Как вы поняли, человек остался один. У меня тоже был момент в жизни, когда я был один. Уже думаешь: всё, ничего не будет — ни семьи, ни радости. Одиночество — чувство горькое, обидное. Но как-то словил себя на мысли — я один, еще кто-то, нас много. Плакал, да. Ты вышел на сцену, а Вася остался в гримерке. Говорят, любовь играть можно, если считать ресницы у партнерши. Смотришь в глаза, а зритель думает: как он ее любит… Нет, надо как-то влюбиться заставить себя. Не нравится тебе партнерша — полюби.

А жена как к этому относится?
— Ой, она же артистка, всё понимает.

Что вы еще не сыграли?
— Говорят, если сыграл ребенка, пьяного, любовь, смерть, животное, собаку, — можно давать «народного». Всё было: умирал, в сказках животных играл, детей играл, наверное, не любил еще. Или любил? Нет, любил — в «Чайке» Машу… Так что до народного артиста немного осталось…

Вы никогда не променяете театр на быт?
— Когда родились двойняшки, сын и дочка, мы жили в маленькой комнате общежития. Я ходил, просил блок, а потом написал заявление, нашел даже работу водителя-крановщика, 3 месяца учебы — и на стройку. Положил заявление на стол, и на следующий день мы переехали. Год назад пообещали служебную квартиру, но решение еще в Минске. Не понимаю, в Гродно ведь лучше знают, кому нужно квартиру давать. Бумажная страна.

Самая большая авантюра в вашей жизни?
— Пришлось обмануть главного режиссера, чтобы уехать на море. У нас не было медового месяца, а потом дети родились. Вот они подросли, мы оставили на бабушек и дедушек, а сами взяли отпуск за свой счет в середине сезона в мае. И поехали в Турцию. Жене это было очень нужно, она целый день с детьми одна, постоянный быт и только иногда театр.

Ваше любимое место в городе?
— Там, где тихо. Возле реки в районе Нового моста в Пышках, на высоком берегу. Там мало людей, и тебя не видно.

Справка «ВГ»

Василий Минич. Окончил Гродненский государственный колледж искусств. В театре с 2006 года.

Дипломант Международного театрального фестиваля «Белая вежа» (Брест, 2010 год) за лучшую эпизодическую роль (роль Медведенко в спектакле «Чайка» Антона Чехова, режиссер Валентин Мацулевич, 2009 год).

Роли: 

Эдик, партнер с усиками в спектакле «Танго» Славомира Мрожека, 2012 год
Чёрт в спектакле «Камедыя пра нешчаслівага селяніна, яго жонку Маланку, жыда Давіда і Чорта, які страціў сэнс існавання» Владимира Рудова, с 2011 года
Фульминато в спектакле «Уловки любви» Лопе де Вега, 2011 год
Джордж Пигден в спектакле «№13» Рэя Куни, 2011 год
Тоффоло в спектакле «Кьоджинские перепалки» Карло Гольдони, 2011 год
Билли Биббит в спектакле «Полет над гнездом кукушки» Дэйла Вассермана, 2010 год
Паша в спектакле  «Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской, 2010 год
Бахус и Базылька в спектакле «Тарас на Парнасе» Сергея Ковалева, 2010 год
Гельвер в спектакле «Ночь Гельвера» Ингмара Вилкиста, 2009 год
Мальчик Карташов в спектакле «Брат Алеша» Виктора Розова, 2009 год
Медведенко в спектакле «Чайка» Антона Чехова, 2009 год
Стрелец в спектакле «Сказ о скоморохе и царе Горохе» Марка Корабельника, 2007 год
Селянин в спектакле «Примаки» Янки Купалы, 2007 год
Король-отец в спектакле «Голый король» Евгения Шварца, 2007 год
Янка в спектакле «Золотая табакерка» Татьяны Рейнгард, 2006 год  
Данилка в спектакле «Раскіданае гняздо» Янки Купалы, 2006 год 
Инспектор Портерхаус в спектакле «Слишком женатый таксист» Рэя Куни, 2006 год
Энди в спектакле «Тряпичная кукла» Уильяма Гибсона, 2006 год
Бармалеша в спектакле «Волшебный сундучок» Ю.Кулика и А.Оксиня, 2005 год
Джим в спектакле «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса, 2005 год
Шарик в спектакле «Мороз Иванович» Нины Виленчик, 2004 год
Жорка Ландыс в спектакле «Завтра была война» Бориса Васильева, 2004 год
Сморчок в спектакле «Жили-были две лисички» Валерия Зимина, 2004 год

Фото из личного архива Василия Минича