Люди не хотят жить в музее

Над литературным музеем Максима Богдановича живут 3 семьи. Никто не гарантирует, что из-за прорыва канализации не пострадают раритетные экспонаты. Люди и рады бы выехать, да пока некуда.

Несмотря на многочисленные ремонты литературного дома-музея Максима Богдановича, экспозиции грозит опасность. Прошло 4 месяца с того случая, когда музей на несколько дней лишился посетителей. Из-за прорыва водопровода в квартире, расположенной этажом выше, был залит выставочный зал.

Музей частично обновят на деньги Евросоюза

— Затопило наш музей впервые, — говорит директор культурного учреждения Светлана Рапецкая. — Мы сами пытались убрать воду, затем вызвали экстренные службы. Существенно пострадал только потолок, но уникальные экспонаты, к счастью, повреждены не были.
Хранители и администрация музея уверены, что их соседство с тремя квартирами, которые располагаются на втором этаже здания, нежелательно. Как говорится, мало ли что…
Как выяснилось, помещения соответствуют санитарным нормам, повода для отселения жильцов нет. Вместе с тем в музее нет отдельного помещения для организации выставок. Одну квартиру на первом этаже уже отселили, ее реконструируют под музейный зал. Ремонт начнут делать в декабре, а за средства гранта Евросоюза планируется открыть отдельный зал «Гродненщина литературная». Сроки реализации проекта — 2013–2015 годы. Причем в качестве партнеров выступают литовская и латвийская стороны.

Протекает крыша

Николай Новицкий, хозяин квартиры, из которой полилась вода в музей, уверен, что вины жильцов в инциденте нет. Тогда в туалете прорвало шланг с холодной водой. При этом капитальный ремонт здания был в 1981 году, коммуникационные сети поменяли год назад.
— Мы понимаем ответственность и не хотели бы жить в музее, — говорит он. — Ведь если что-либо случится, я буду винить себя. Если завтра прорвет батарею с горячей водой, экспонаты будут повреждены, а я не уверен, что у музея есть страховка. Нам бы не хотелось повредить раритеты.

По нашим сведениям, отселение района вокруг музея началось еще в 90-е годы. Из дома-музея Максима Богдановича отселили за это время четыре квартиры. А еще три так и «застряли» в нем. В то же время, по информации начальника областного управления культуры Александра Версоцкого, примерно через две недели вопрос отселения жильцов будет рассмотрен в облисполкоме. Есть протокол поручений, подписанный губернатором, о том, что проблема с литературным музеем должна быть решена в 2012–2013 году.
«ВГ» будет следить за развитием событий.

Кстати

Семья Богдановичей на самом деле не жила в доме, где расположен музей.
Краевед Алесь Гостев:
— Мы сами себя обманываем. Из памятных книжек и воспоминаний Адама Богдановича доподлинно известно, что в Гродно семья будущего поэта поселилась в другом месте. Было два адреса, по которым они проживали: дом Марушевского и дом Агульника. Первый не очень четко идентифицируется, он располагался в районе Нового Света на Полевой улице, возможно, ближе к имению Станиславово. Затем семья переехала в дом по адресу Богдановича, 5 (современный адрес). Дом типичный для той эпохи и подлинный, это правда. Музей Максима Богдановича в Гродно был основан в 1986 году как литературный отдел Гродненского государственного историко-археологического музея. В то время здания, где жили Богдановичи, уже не существовало. Его снесли — сначала для постройки детского садика, затем там поселились люди.