Шляхетские гнезда: наследие городских окрестностей

Расширение города — процесс объективный, и с этим необходимо примириться. Однако хотелось бы обратить внимание на проблему хотя бы частичного сохранения всего того культурного богатства, которое еще остается в городских окрестностях — независимо от того, стали они уже формальной частью Гродно или пока нет.

До 2008 года Гродно считался одним из самых компактных городов нашей страны, уступая только современному, не имеющему ни исторической, ни частной застройки Солигорску. Однако четыре года назад границы города значительно расширились: Гродно увеличился почти в два раза, вобрав в себя окрестные деревни, хутора и сельхозугодья. Пока это расширение носит в большей степени условный характер, и нередко приходится удивляться, когда видишь на стене хутора табличку с надписью «улица Асфальтовая», хотя до ближайшего городского асфальта и многоэтажек нужно пройти еще как минимум три-четыре километра.
Вплоть до Второй мировой войны поселения вокруг Гродно составляли очень интересный конгломерат деревень, шляхетских застенков, хуторов и владений-маёнтков, где жили крупные землевладельцы. Кроме господских домов тут располагались капитальные хозяйственные постройки — мельницы, сушильни табака, винокурни. Всё это, как правило, окружалось садом или парком с аллеями из лип и дубов, а также обязательной небольшой речкой или прудом. В границы Гродно уже вошли остатки таких панских дворов, как Островок, Заболоть, Пышки.
Туристический потенциал этих мест не так уж и мал. Взять хотя бы направление из Гродно на Августовский канал, о котором сейчас много говорят как о важном рекреационном центре Гродненщины. Предлагаются и разрабатываются проекты новых больших гостиниц, неких «этнографических деревень» и лыжно-спортивных комплексов. А начинать, мы уверены, необходимо с малого. Например, освоить не особо нужный кому-либо комплекс построек маёнтка Белые Болота, или бывший санаторий в Моньковцах, также перестроенный из дворянского дома, или большое и симпатичное пустующее здание гминного правления в деревне Лойки, или имение в Радзивилках. При относительно небольших вложениях эти объекты уже сейчас могли бы превратиться в недорогие хостелы для путешествующих, например, велосипедом или пешком. А кирпичные или каменные коровники столетней давности у наших соседей поляков и литовцев переделываются в удобные конференц-залы, что превращает такие места не только в ночлеги для туристов, но и привлекает бизнесменов, которые хотят соединить отдых и работу.
Есть объекты, не сохранить которые, пожалуй, вообще преступление. Например, стопятидесятилетний деревянный дом около деревни Кашубинцы недалеко от Скиделя. Окруженный чудесным парком, этот дом, словно сошедший со страниц «Пана Тадеуша», после восстановления мог бы стать Меккой для желающих красиво и культурно отдохнуть.
Ни одного объекта из упомянутых нами пока нет даже в республиканском списке историко-культурных ценностей, что помогло бы обеспечить им хотя бы минимальную защиту. В этих домах в лучшем случае сейчас находятся сельские библиотеки, в основном же они заброшены и постепенно растаскиваются местными обитателями на строительные материалы.