Кшиштоф Занусси рассказал, почему он не любит трехмерное кино

Знаменитый польский режиссер в очередной раз побывал в Гродно.

Фото Ангелины Покачайло

Кшиштоф Занусси стал почетным гостем на первом конгрессе католических СМИ. Пан Занусси рассуждал о роли СМИ в современном мире, провел мастер-класс для телевизионных журналистов и даже успел ответить на несколько вопросов.

Ваше имя — синоним таланта и профессионализма в кино. Кто любимый режиссер пана Занусси?
— Трудно сказать. Если я должен перечислить меньше десяти имен, тогда лучше не стоит. А если хотя бы десять — уже можно, но придется подумать. Мои любимые режиссеры — те, с которыми я рос, которые убедили меня, что стоит работать в этой области. Скажем, Ингмар Бергман, Луис Бунюэль, Федерико Феллини, безусловно, Пьер Пазолини. В свое время это были Рене Клер и Рене Клеман, а также Ален Рене, с которым я знаком, мы когда-то дружили. Еще — Андрей Тарковский, Элиа Казан, Френсис Форд Коппола. Однако я перечислил фамилии тех, кто близок мне в первую очередь. Вообще же список будет длинным: я не могу выделить кого-то одного, как и не могу назвать одну книгу — человек либо читает, либо нет.

Сегодня у многих знаменитостей есть страницы в facebook или twitter. Вы есть там? Если да, то какой у вас статус сегодня?
— У меня нет страничек в социальных сетях. Я не против facebook, просто нет на него времени. В жизни столько контактов с людьми, что он мне не нужен.

Сейчас очень модно выпускать фильмы в 3D-формате. Как вы относитесь к трехмерному кино?
— Вы знаете, это очень старый формат, который был популярен еще в моем детстве, 60 лет назад. Так что это просто такая забавная выдумка для тех, кто в нее верит. Я не принимаю трехмерное кино, потому что от 3D-очков болят глаза.

Недавно произошло два страшных события: одно в России, другое в Беларуси. В Подмосковье мать скинула детей с многоэтажки, а на днях наша коллега, журналист БелТА, выбросилась вместе с двумя детьми с 9-го этажа минского дома. Что мы, журналисты, можем сделать в этой ситуации, чтобы предотвратить подобное?
— Люди сводили счеты с жизнью из века в век. Сегодня из таких случаев делают сенсации, потому что это товар, который хорошо продается. Поэтому надо прежде всего уходить от сенсаций и не зарабатывать деньги на чужой трагедии. К тому же пока непонятно, что там произошло. Неразрешимые ситуации в жизни редки — вполне возможно, там было что-то иное. Я не поверю, что мать убивает своих детей лишь потому, что не видит выхода. Журналист должен искать правду, а потом постараться передать ее так, чтобы мы могли ее использовать. Мы уже не поможем этой семье, но можем предостеречь тех, кто решится на подобное в будущем.

Пан Занусси, Беларусь на 80% православная. Но когда иностранные туристы приезжают к нам, они говорят, что у нас католическая страна. Причина, наверное, в большом количестве религиозной архитектуры в стиле барокко и неоготики. А какой вам представилась Беларусь?
— Знаете, когда я вижу ваши костелы и остатки храмов, которые были построены католиками, то говорю: здесь много католиков. Однако вы мне сообщаете, что по статистике здесь 80% православных — значит, это православная страна. Никаких разночтений здесь нет, надо просто смотреть на статистику. К примеру, в той же Южной Корее более 50% населения — христианского вероисповедания. И с этими цифрами следует считаться.

Вам приходится много общаться. Пользуетесь ли словами-паразитами?
— Нет, нет. Стараюсь, чтобы их не было, потому что это некрасиво. Безусловно, они появляются, но я пробую отказаться от них (смеется).

Справка «ВГ»

Кшиштоф Занусси родился 17 июня 1939 года в Варшаве. Изучал физику в Варшавском университете и философию в Краковском. В 1958 году начал снимать любительские фильмы, некоторые из них получили премии. В 1966 году окончил режиссерский факультет в Лодзинской киношколе. Дипломный фильм Занусси — «Смерть провинциала» — был отмечен на Каннском фестивале. Сегодня Кшиштоф Занусси — режиссер кино, телевидения и театра, сценарист, преподаватель. Лауреат многочисленных международных кинофестивалей. Обладатель главного приза Венецианского кинофестиваля в 1984 году. За свою карьеру польский режиссер снял более 20 полнометражных картин и около 10 короткометражек.