Каким будет курс доллара?

В стране снова заговорили о колебаниях курса белорусского рубля. Одной из причин для беспокойства стала информация о том, что Россия прекратила поставки нафты в Беларусь. Именно этот факт, по мнению экспертов, может серьезно повлиять на размер валютной выручки страны и привести к ситуации, когда спрос на зарубежные деньги будет превышать предложение.

Как рассказала аналитик газеты «Белорусы и рынок» Татьяна Маненок, по имеющейся информации, российские фирмы в июне и июле решили приостановить поставки в страну нафты, которая является сырьем для производства растворителей и разбавителей. Экспорт из нашей страны именно этой группы товаров, а также других нефтепродуктов значительно вырос в последнее время. Так, в первом полугодии 2012 года поставки разбавителей и растворителей по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличились в 4,9 раза, горюче-смазочных материалов — в 47 раз. Именно это позволило значительно улучшить показатели белорусского экспорта. За полгода сальдо внешнеторгового баланса составило порядка 3 миллиардов долларов. Успехи внешней торговли Беларуси позволяют сохранять стабильность на валютном рынке страны.
В то же время российская сторона заподозрила, что Беларусь под видом растворителей и разбавителей экспортирует нефтепродукты, которые закупает в России. И таким образом может не платить экспортную пошлину в бюджет союзной соседки. Татьяна Маненок отметила, что официального запрета со стороны России не было. Ведь формально белорусская сторона ничего не нарушила. Тем не менее официальная Москва заявила, что Беларусь недоплатила в российский бюджет почти 2 миллиарда долларов, полученных от экспорта растворителей и разбавителей. Именно эту сумму наша страна может недополучить во втором полугодии.
«Эта потеря была бы не такой уж существенной для страны, если бы не накладывались другие факторы. В первую очередь — повышение зарплат, — комментирует ситуацию экономист Леонид Злотников. — Рост денежных доходов увеличит спрос населения, что однозначно приведет к увеличению импорта. На это потребуется валюта».
По словам эксперта, даже если повышенный спрос населения будет покрываться только за счет товаров отечественного производства, всё равно потребуется импорт промежуточных товаров — энергоносителей, различных комплектующих и материалов. В среднем доля импорта в отечественной продукции составляет примерно 40%. Леонид Злотников добавил: «Дополнительный денежный доход (подчеркиваю, не зарплаты, а все денежные доходы населения) в этом году не такой уж большой. Его прирост составит около 6 миллиардов, что вызовет необходимость увеличения импорта на 3 миллиарда. Это значит, что по разным причинам не будет положительного сальдо». В следующем году ситуация может оказаться более сложной.

 

Официально

Политика Национального банка направлена на недопущение резких колебаний курса. Об этом заявила Председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова на церемонии открытия головного офиса Банка БелВЭБ в четверг, 16 августа: «Курс у нас плавающий, а Национальный банк только немного его сглаживает. Поэтому планы здесь не совсем уместны. Мы не поднимаем и не опускаем курс».
Кроме того, Надежда Ермакова отметила, что Нацбанк не ожидает ухудшения ситуации на валютном рынке страны в связи с возможным сокращением белорусского экспорта растворителей и разбавителей. «Мы просчитывали такую ситуацию, это не вызовет сокращения объемов валютной выручки. Если не будет этих поступлений, предприятия станут искать другие варианты», — заявила глава НБ РБ.

Четыре наивных вопроса о деньгах

 

Отвечает экономист, руководитель научно-иследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук:
Есть ли в стране предпосылки для девальвации?
— Девальвация назрела, потому что правительство и Нацбанк расслабились из-за высокой валютной выручки. Если она резко упадет, у нас встанет вопрос: «Как обеспечивать курсовую стабильность за счет внутренних источников?» Кроме того, Нацбанку придется рассчитываться по долгам перед коммерческими банками и кредиторами в ситуации, когда нужно копить деньги — 3 миллиарда долларов — на оплату государственного долга в следующем году. Естественно, девальвация является очевидным явлением. И вопрос лишь в том, будет это одноразовая или пошаговая девальвация. Самое главное, что должны сделать правительство и Нацбанк, — послать четкий сигнал рынку, предприятиям и населению, чтобы не допустить паники, которая была в прошлом году.
За последние три года у нас было две девальвации. Каждая проходила по новому сценарию. Какие еще могут быть варианты?
— Может быть принято решение провести девальвацию более широким шагом: не на 100 рублей, а на 300. И в течение двух месяцев довести курс до нужного уровня. Нацбанк должен четко реагировать на рыночные сигналы и не допускать снижения золотовалютных резервов, как это было в 2011 году.
К чему готовиться простым людям?
— Если в сентябре Нацбанк, вопреки всем инфляционным и девальвационным ожиданиям, снизит ставку рефинансирования, будет печатать деньги, как это делал первые 7 месяцев, я рекомендовал бы задуматься о целесообразности хранения денег на рублевых депозитах. К сожалению, на остальное люди повлиять не могут. Не рекомендовал бы населению, которое не имеет серьезных инвестиционных ресурсов, самостоятельно покупать ценные бумаги или золото.
В Гродно многие ездят в Польшу, альтернативой является открытие валютного счета в зарубежном банке.
Каким прогнозируете курс доллара?
— В случае, если темпы роста денежной массы будут сохраняться на уровне первых 7 месяцев (напомню, что за первые семь месяцев Нацбанк превысил годовые темпы роста денежных показателей М1, М0, М2), то, конечно же, нас ждет еще большая инфляция, резкое усиление давления на курс белорусского рубля. Если не сделать правильных выводов, тем более продолжить снижать ставку рефинансирования, то инфляция может составить 60%, а курс доллара к концу года — превысить 12 тысяч рублей.