«Красная книга Гродно»: каменно-бетонная плитка в историческом центре

Задумывался ли читатель о том, что каменный узор мостовой Советской улицы напоминает декор стен Коложской церкви? Особенно когда вся пыль и грязь смыта с улицы теплым летним дождем.

А ведь, в сущности, очень похоже, поскольку и там и там человек соединил свой гений с простотой и силой природного материала. Каменно-бетонным плиткам на Советской улице не восемьсот лет, как старому храму, а всего лишь восемьдесят, но если представить себе, сколько миллионов ног прошли по ним, то и такой возраст вызывает уважение.
Белорусское слово «брук» происходит от немецкого «мост». В средневековых городах по улицам во время распутицы пройти было невозможно и горожане от тротуара к тротуару стали выкладывать камнем своеобразные уличные «мосты», чтобы не испачкаться, переходя дорогу. Позднее камнем или гранитной «шашкой» начали выкладывать всю улицу.
Главные улицы Гродно выложили камнем (забруковали) только к середине XIX века. Правда, клали тогда обычные полевые камни, в результате чего получалась брусчатка из так называемых «кошачьих лбов» — не слишком удобное для пешеходов покрытие, по которому с ужасным грохотом проносились груженые конные повозки.
Только в начале ХХ столетия в Гродно появились первые производители бетонной плитки. В самом конце 1930-х мастера гродненского бетонного завода, который располагался на углу Неманской и Рыбацкой улиц, придумали гранитно-бетонную плитку. Не будет преувеличением сказать, что это был шедевр местного промышленного производства. Колотый гранит закреплялся в бетонную основу и после нескольких месяцев обработки превращался практически в единое целое. Главное — в процессе производства нужно было точно соблюдать технологию.
В строительном сезоне 1938 года такой плиткой были выложены улицы Э. Ожешко и Доминиканская (сейчас Советская) от железнодорожного вокзала до главной площади города. На 810 погонных метрах проезжей части было уложено 85 тысяч плиток и несколько сотен бордюров. Работа по укладыванию очень тяжелых плит требовала большой физической силы и овладения сложными приемами. Мастера работали, став на одно колено и двигаясь назад. Каждые пятнадцать минут — пятиминутный перерыв. Добавим, что плитку нужно было укладывать на хорошо подготовленный грунт и обязательно под углом к тротуарам, чтобы колеса повозок и автомобилей не ездили вдоль мест соединения отдельных плиток. Никакой дополнительный бетонный раствор, как это делается сейчас, не применялся.
Плитка, положенная семьдесят четыре года назад, украшает главные улицы города и сегодня. Жаль только, что на улице Ожешко ее становится все меньше. Например, во время последней реконструкции убрали почти восемьдесят метров брука напротив Свято-Покровского собора. Плитки не выбрасываются, а «приземляются» во дворах различных гродненских учреждений. Но это обидно, ведь почти вечные плитки — самые настоящие мосты в прошлое, как раз то, что придает нашему историческому центру неповторимый колорит.