Угрожают ли крупные розничные сети маленьким конкурентам?

В последнее время на потребительском рынке Гродно наметилась тенденция — стало появляться все больше магазинов крупных торговых сетей. За продуктами мы идем в гипермаркеты или супермаркеты.

Увеличение количества магазинов — это хорошо. Но есть и реальная опасность. Ведь крупные игроки белорусского ретейла могут вытеснить с рынка более мелких конкурентов.

Будущее — за торговыми сетями

Как говорит заведующий кафедрой коммерческой деятельности ГрГУ имени Янки Купалы маркетолог Александр Белоусов, активный рост розничных торговых сетей, появление гипермаркетов и крупных торговых центров — это плюс для покупателей. В городе развиваются современные форматы торговли. «Например, появление гипермаркета дает возможность развиваться нескольким малым и средним региональным торговым сетям, — отметил собеседник. — Вокруг крупного торгового зала, якоря торгового центра, всегда открываются небольшие павильоны по продаже косметики, бытовой техники, цветов, аптек — стандартный набор известных в городе брендов».
Александр Белоусов добавил: «Не нужно бояться развития розничных сетей. Более опасна их монополизация. Поэтому в Гродно должны прийти торговые объекты сетей «Виталюр», «Златка», «Корона»…
Тем не менее маркетолог уверен, что, наряду с развитием национальных розничных сетей, нам обязательно нужно предоставить возможность нескольким транснациональным ретейловым сетям прийти в страну. Это поможет значительно расширить ассортимент товаров, приведет к снижению цен.
Но у белорусских продовольственных магазинов есть основной недостаток: в каждой торговой сети представлен практически одинаковый набор продуктов. Продавать товары под собственной торговой маркой, как это делают Biedronka, LIDL и др., начали совсем недавно. У нас торговые сети производят под собственными марками и реализуют по более низким ценам минеральную воду, глазированные сырки, кукурузные палочки, консервированный горошек. Эта продукция занимает менее 1% товарооборота розничной торговой сети.
Заместитель председателя горисполкома Елена Агей уверена: «Пока говорить об экспансии крупных торговых сетей в Гродно не приходится. Например, доля «Евроопта» в общем товарообороте города оставляет не более 1,5%. Примерно столько же приходится и на сеть магазинов базы «Плодоовощсервис».

Сети поставят под контроль

В Беларуси уже разработан проект закона «О государственном регулировании торговли», который должен противодействовать монополизации потребительского рынка страны. В идеале новый законопроект должен развести по разные стороны ринга мелких и крупных игроков. И не допустить, чтобы крупные торговые сети начали вытеснять или поглощать малый и средний бизнес.
Текст законопроекта опубликован на сайте Минторга РБ. В частности, документом определено, что крупная торговая организация, если ее доля в регионе превышает допустимый уровень, определенный правительством, «не вправе приобретать, арендовать в границах соответствующих административно-территориальных единиц дополнительную торговую площадь для осуществления розничной торговли».
Для того чтобы предотвратить факты демпинга на потребительском рынке, торговым объектам могут запретить требовать от поставщиков максимально снижать цены. К слову, Беларусь — не единственная страна, которая задумалась о том, как соблюсти здоровый баланс между большими и маленькими магазинами. Например, в некоторых европейских странах на гипермаркеты в ассортиментном перечне на продукты питания приходится не более 15%.
Тем не менее некоторые эксперты уверены: появление нового закона может помешать здоровой конкуренции — ведь в конечном итоге выбирать, в каком магазине покупать продукцию, должен сам потребитель.