«Красная книга Гродно»: пропадает мозаика советских времен

«Великое видится на расстоянии» — из всех прочих эта простая истина дается нам сложнее всего, особенно когда это касается недавнего прошлого. В нашем случае — советского.

В Беларуси достаточно много примеров советского монументального искусства. Мы знаем о них чуть ли не с детства и давно уже успели привыкнуть. Так, наверное, потомки Аттилы смотрели на руины античных храмов в эпоху раннего средневековья. Глядя, как на глазах гибнет, рассыпаясь на куски, мозаика на окраине Гродно, которая должна была стать рукотворным символом торжества советской власти, понимаешь это особенно отчетливо!
Сама мозаика достаточно интересна как по исполнению, так и по композиции. На первый взгляд, все здесь достаточно традиционно: тот же повод — очередной юбилей, те же герои — жница, солдат, партизан, парящие где-то у нас над головой. Правда, некоторых персонажей уже больше нет — вместо них зияет силикатная кладка, но, кажется, этого никто не замечает. Как не замечаем мы нелепого контраста вывесок разношерстных магазинов, расположенных ниже, с пафосом композиции…
Неумение рассмотреть историю среди повседневной суеты, осознать ее масштаб порой играет с нами злую шутку. Может кому-то это покажется странным, но памятники советской эпохи заслуживают к себе бережного отношения именно потому, что само это время уже безвозвратно ушло. Правда, речь идет не о безликих гипсовых бюстах, а о настоящих произведениях, созданных пускай и по одному сюжету, но мастерами с большой буквы. У той же мозаики на фасаде «Радиоприбора» сразу несколько авторов, и все без исключения они — гордость белорусского искусства: Солетыцкий, Горшковоз, Теребун, Буралкин. Можно только догадываться, что чувствует художник, глядя, как медленно, в муках умирает его творение на глазах у равнодушных сограждан.
Подобных примеров достаточно. Всё там же, на улице Горького, в прямом смысле слова заросли лесом монументально-декоративные композиции художника С. Полякова на бывшем здании прядильно-ниточного комбината, сегодня больше известного как рынок «Корона». Теперь сграффито «Земля Белорусская» и «Песня про Неман» можно увидеть, только если заглянуть за густые ели, закрывшие их! О них попросту забыли. Похожая судьба ждет и многочисленные мозаичные панно в бывших детских садах и заводских столовых. Не сохранились сграффито с мозаикой и в азотовском профилактории.
Наверное, хорошо, что мы не воюем с памятниками, как некоторые из наших соседей. С другой стороны, вряд ли возможно и необходимо сохранять всё, что было создано когда-то на потребу советской идеологии. Здесь нам на помощь должны прийти здравый смысл и вкус. Некоторые из прежних работ неожиданно получили новый смысл, как это, например, случилось с панно «Наука», когда напротив была установлена скульптура Богородицы. Если раньше оно выглядело вызовом православному храму, то теперь перед нами почти самостоятельная композиция, объединившая науку и религию. Но таких примеров, к сожалению, немного.
Главное — это попробовать избежать лицемерия, когда, повторяя набившие еще с советских времен оскомину заученные речевки про то, что «никто не забыт…», мы равнодушно проходим мимо полуразрушенного панно с изображением советского солдата, словно эти слова потеряли для нас уже всякий смысл…