Белорусская железная дорога реставрирует паровозы и создает музеи

В жилом доме на улице Будённого, 41 сделают музей, кафе, гостиницу, а рядом разместят муляжи паровозов, макет здания вокзала 1915 года и установят скульптуру железнодорожника. Историко-туристический комплекс появится рядом с железнодорожным вокзалом в Гродно, возможно, уже в этом году.

Из жилого дома на Будённого, 41 людей отселили еще 5 лет назад. По проекту здание перестроят в огромный зал-«трансформер» с высокими потолками и со сценой для проведения выставок, конференций, заседаний или кинолекториев. В постройке демонтируют третий этаж, уберут перегородку между первым и вторым.
Как рассказала руководитель группы архитекторов реставрационно-проектной мастерской проектного института «Гродногражданпроект» Елена Азази-Шурхаева, полностью переделают крышу здания, на фронтонах сделают шесть небольших декоративных башенок, а по периметру здания — карниз.
В 1860-е в здании располагалось паровозное депо. Поэтому, чтобы его современный внешний вид напоминал исторический, стены покроют плиткой, стилизованной под желтый кирпич. Восстановят проемы, куда заезжали поезда в то время. Рядом сымитируют рельсы и поставят муляжи двух паровозов.
Слева от здания сделают пристройку, после чего площадь депо увеличится почти в два раза. Здесь разместятся вестибюль, а также кафе на 50 человек. Рядом появится гостиничный комплекс на 16 номеров.
Напротив кафе планируется организовать выставку ретропоездов, а недалеко от нее проектировщики предлагают поставить скульптуру железнодорожника. Вдоль пешеходной дорожки, ведущей от вокзала к депо справа, разместят макет здания вокзала 1915 года (масштаб 1:400), а чуть дальше оборудуют перрон пригородного поезда Гродно — Поречье, откуда будут отправляться ретропоезда.

Старинный паровоз реставрируют в Лиде

Угольный паровоз серии «Эр» будет курсировать из Гродно в Поречье и обратно. Скорость его — примерно 65 километров в час. Его реконструируют сейчас в локомотивном депо Лиды. Уникальный экспонат привезли сюда в июне из Кричева. Как сообщил исполняющий обязанности заместителя начальника депо по ремонту Дмитрий Букляревич, меняют элементы кузова, обшивку в кабине машиниста, ремонтируют двери, устанавливают новые окна. Вагоны полностью стилизуют под XIX–XX века. Известно, что этот паровоз собрали в Познани (Польша). После реконструкции он поедет в Волковыск, здесь его доработают, чтобы он функционировал на воде и угле. Вместе с машинистами на транспорте будет работать кочегар, забрасывающий уголь в топку.
Впоследствии к паровозу прицепят вагоны первого, второго и третьего классов. По информации Белорусской железной дороги, во время следования поезда экскурсовод будет рассказывать об истории БЖД и архитектурных достопримечательностях Гродненской области. Вагоны, несмотря на стилизацию под старину, оборудуют телевизорами и кондиционерами. Обслуживающий персонал оденут в стилизованную форму.

БЖД ищет инвестора

Историко-туристический комплекс планировали создать к 150-летию Белорусской железной дороги, которое будет отмечаться в декабре этого года. Проект существует на бумаге уже почти 5 лет и постоянно дорабатывается. На сколько процентов он будет реализован, пока неизвестно, так как требуются большие вложения. Профинансировать полностью эти планы управление БЖД не может и считает это экономически необоснованным. Город или область, в свою очередь, могли бы быть заинтересованы в таком проекте и разработать целую программу для привлечения сюда туристов. В любом случае, чтобы идея работала, одной лишь реконструкции нескольких объектов недостаточно.

Обновят здание вокзала в Поречье

Вместе с тем планируется провести реконструкцию ж/д вокзала в Поречье. Обновленный вокзал станет частью историко-туристического комплекса «Гродно — Поречье». В рамках проекта отремонтируют все промежуточные остановочные пункты между станциями Гродно и Поречье.