Космополис

Молодой вяловатый миллиардер Эрик едет в лимузине через весь город — с самого утра он одержим странным желанием подстричься. Тем временем в центре стоят жуткие пробки: хоронят рэп-звезду, встречают президента, разгоняют митингующих. Эрик внутри лимузина тоже не скучает: узнает о возможном банкротстве, занимается сексом, жует орешки, следя за биржевыми плясками. Хотя в итоге оказывается, что еще как скучает. Смертельно просто.

Здравствуйте, уважаемые.

В этой рубрике с хаотичной периодичностью вы сможете прочитать про актуальное и новое в репертуаре гродненских кинотеатров. О чем, зачем, для кого фильм, стоит ли его вообще видеть — всё это и что-нибудь еще будет ждать вас здесь. Также приветствуются любые вопросы по теме фильма в комментариях.

Смотрите только хорошее.

 

Космополис

Cosmopolis, 2012

Режиссер — Дэвид Кроненберг

 

В ролях: Роберт Паттинсон, Жюльет Бинош, Сара Гейдон, Матье Амальрик, Кевин Дюран, Джей Барушель, Саманта Мортон, Пол Джаматти

Молодой вяловатый миллиардер Эрик едет в лимузине через весь город — с самого утра он одержим странным желанием подстричься. Тем временем в центре стоят жуткие пробки: хоронят рэп-звезду, встречают президента, разгоняют митингующих. Эрик внутри лимузина тоже не скучает: узнает о возможном банкротстве, занимается сексом, жует орешки, следя за биржевыми плясками. Хотя в итоге оказывается, что еще как скучает. Смертельно просто.

Исследователь человеческих патологий и пороков Дэвид Кроненберг в последние годы отошел от жутковатой эстетики своих ранних фильмов в пользу изощренного минимализма. Поэтому сцены вне лимузина здесь можно по пальцам пересчитать. Огромный автомобиль становится тут если не главным героем, то его знаменем: Эрик даже уделяет авто отдельный монолог. Более того, безучастное лицо бизнесмена сильнее всего оживляется как раз при воспоминаниях о том, как эта машина у него появилась и чем она уникальна. Лимузин — это крепость Эрика, центр его мироздания, призма восприятия окружающей среды. Неудивительно, что богатые с бедными никогда в истории не могли найти общий язык — между ними всегда есть непреодолимая преграда, будь то стены дворца или пуленепробиваемое стекло автомобиля. В фильме вообще у всех беда с этим общим: большинство диалогов секунд через десять скручивается в тугие сгустки пульсирующей бессмыслицы, демонстрируя невозможность людей слышать и понимать друг друга, их неспособность общаться и взаимно обогащаться.

Еще одна тенденция в последних фильмах Кроненберга — у него стали играть не просто талантливые актеры, но еще и известные своей пластичностью, разноплановостью, будь то Мортенсен или Фассбендер. На фоне этих титанов Паттинсон, вчерашний блеклый мальчик из подростковой киножвачки, вызывает недоумение. Но уже к середине фильма смысл этого выбора становится прозрачным. То, как люди вроде Эрика воспринимают мир, других людей, самих себя, необходимо изобразить не через действие, но через его отсутствие, через максимум минимума, через пустое место. Какими бы зыбкими ни были критерии киноигры, в любом случае очевидно, что Роберт Паттинсон — очень средний актер, но не менее очевидно, что в «Космополисе» он прыгнул выше головы и вообще нашел свою идеальную роль, с блеском ее исполнив. Точнее, как и задумывалось, без малейшего блеска — сверкают здесь только сенсорные панели в лимузине. Люди — даже не мерцают. Люди давно затухли и протухли.

Интересно, что этот, мягко говоря, неоригинальный вывод режиссер делает не просто так, а с острой политической подоплекой. Капитализм мертв, говорит Кроненберг в своих интервью — более того, с ним всё еще хуже: его по-прежнему выдают за нечто живое и процветающее, превращая устаревшее социально-экономическое движение в уродливого зомби, нависшего над немалой частью планеты. Можно и, пожалуй, нужно не согласиться с подобной категоричностью — всё же нам в окружении этого капитализма еще жить-поживать, куда уж теперь денешься от мобильников и офисов, — но воплощена на экране эта позиция с таким аккуратным безумием, что не проникнуться нельзя. Молодой и богатый Эрик не вызывает ни симпатии, ни даже настоящей злости, в лучшем случае — брезгливость и научный интерес, как любопытная аномалия. Но коль скоро персонаж Паттинсона — отражение текущих реалий и людей в этих реалиях, мы сами недалеки от того, чтобы всем миром превратиться в одну гигантскую аномалию. В каком-то смысле — и не прекращали ей быть. И тут дедушку-режиссера уже не переспоришь.


Фильм можно увидеть в кинотеатре «Октябрь».
Расписание сеансов — в нашей афише.

 


Читайте также: полный список обзоров