Семье, запертой на кольце, предлагают переселиться в социальный дом

Валерий Чобот, участок которого встал на пути новой объездной дороги, почти год отстаивает право на комфортное жилье.

Мужчине предлагают переехать из удобного коттеджа с садом, гаражом и зеленым газоном в… трехкомнатную квартиру, расположенную в социальном доме.

Жизнь на дороге

Дом по улице Тавлая, 13 оказался внутри недавно построенной кольцевой развязки на пересечении улиц Тавлая и Брикеля. Со всех сторон его окружает дорога. Высокая насыпь вплотную подошла к стенам строения. Теперь из окон можно увидеть колеса проезжающих машин.
От большого участка осталась примерно треть — около 8 соток. На этом куске земли всё еще растет вишня, стоит добротный гараж. Судьба сада и построек уже решена. Вскоре сюда приедет бульдозер и сровняет с землей всё, что Валерий и его родители создавали своими руками. Семья Чоботов понимает, что сохранить дом у них не получится, поэтому хочет отстоять свое право на адекватную компенсацию имущества.

Как оценили дом

Оказалось, что именно сумма денежной компенсации стала причиной затяжных судебных процессов. Как рассказал Валерий Чобот, по результатам оценки гродненского предприятия его дом стоит 69 тысяч долларов. Минская организация пришла к выводу, что рыночная цена дома — 87 тысяч долларов.
В апреле было подписано мировое соглашение между семьей и горисполкомом, который согласился выплатить более высокую сумму за идущее под снос жилье. Мужчина вывез практически все вещи из жилища, пустил строителей в свой огород, но обещанные деньги так и не получил. В дело вмешалась областная прокуратура. Здесь изучили ситуацию и решили, что город собрался выплатить владельцу дома слишком большую компенсацию. В результате решение районного суда о мировом соглашении было отменено.
Последние три месяца Валерий с женой и сыном живет в прямом смысле на чемоданах. Вместо кровати в спальне лежит матрац, плечики с одеждой висят на трубе отопления, идущей под потолком, часть вещей хранится в коробках. В зале телевизор стоит на полу. Недавно сюда обратно привезли диван.

Виноваты люди?

Как сообщил прокурор Гродненской области Виктор Морозов на пресс-конференции 20 июня, мировое соглашение может быть заключено, если это не противоречит государственным интересам. Он считает, что в сложившейся ситуации виноваты сами люди: по техпаспорту площадь дома составляет всего 51,9 квадратных метра. Семья сделала пристройку, улучшив жилище, но не зарегистрировала ее в БТИ.
Дело Валерия направили для пересмотра в районный суд. На прошлой неделе состоялось очередное заседание, на котором было решено провести еще одну оценку дома.

Квартира с видом на мусорку

Сможет ли семья Чоботов получить достойную компенсацию, пока неизвестно. Для Валерия такой исход дела станет самым счастливым финалом. «В худшем случае нас насильно заставят переселиться в трехкомнатную квартиру на первом этаже по ул. Костюшко, 2», — говорит Валерий.
К слову, дом, в котором размещается эта квартира, — социальный. Он был построен в прошлом году для того, чтобы отселять сюда людей из аварийного и ветхого жилья. Обмен дома, в котором Валерий прожил более 50 лет, на «трешку» семья Чоботов считает неравноценным. «Под окнами — мусоропровод. Нет ни кладовки, ни подвала, ни гаража. Даже не представляю, где мы будем все хранить», — сетует жена Валерия Людмила, которая уже побывала в новой квартире. Раньше из окон они видели дорогу и соседские сады, а теперь смогут любоваться лишь мусорными баками.

Интересно знать

Мы решили узнать, можно ли за 69 тысяч долларов купить в городе домик. Как сообщил риелтор фирмы «2К и К» Виктор Карпович, самый дешевый дом площадью 134 кв. м продается в поселке Южном и стоит 87 тысяч долларов. Деревянный домик не в лучшем состоянии можно купить и дешевле. Например, за 55 тысяч долларов — на окраине города в районе улицы Суворова, за 48 тысяч долларов — в районе так называемой Собачьей горки.

В тему

До недавнего времени право на денежную компенсацию пытались реализовать владельцы дома по Тавлая, 26а. Как и в ситуации с Тавлая, 13, независимая столичная экспертиза оценила дом в более высокую сумму — почти на 30 тысяч долларов больше, чем аналогичное гродненское предприятие. Правда, по предложению заказчика строительства дом решили сохранить. От участка лишь отрезали 3 сотки земли, обнесли его высоким забором и пообещали оригинальным способом защитить жильцов от шума и пыли, высадив вдоль ограды туи.