Последний викинг Европы: король Карл XII на гродненской земле

Среди известных исторических личностей, оставивших свой след в истории Принеманского края, особое место занимает шведский король Карл XII. 27 июня исполняется ровно 330 лет со дня его рождения — чем не повод вспомнить о гродненских страницах его легендарной жизни.

История пишется победителями. Поэтому титаническая фигура первого российского императора Петра Великого почти полностью заслонила личность шведского монарха.
Между тем король, который из 20 лет своего правления почти 18 лет в одиночку сражался с целой коалицией противников — Россией, Речью Посполитой, Данией, Саксонией и Пруссией, — достоин по меньшей мере уважения. Гибель Карла XII в 1718 г. и поражение Швеции в Северной войне в 1721 г. навсегда лишили это скандинавское королевство статуса великой европейской державы.
Бесстрашный воин и слабый дипломат Российский историк
Е. В. Тарле очень проницательно охарактеризовал Карла XII как бесстрашного воина, талантливого тактика, слабого стратега и никудышного дипломата.
Все проблемы Швеции король пытался разрешить исключительно военным путем, первым бросаясь в атаку и признавая лишь одну форму мирного договора: на основе полной капитуляции противника. Река Неман и город Гродно дважды давали ему такой шанс и трижды смертельно угрожали «последнему викингу» Европы.
Первый раз Карл XII вошел в Гродно в 1702 г.
27 апреля 16-тысячная шведская армия, двигаясь из Каунаса вдоль Немана, достигла Сопоцкино и вскоре заняла Гродно. По словам современников, голодные и полураздетые шведы наступали двумя колоннами и страшно грабили население. В авангарде шведской армии шли хоругви Сапег — литовско-белорусских магнатов, которые перешли на сторону Карла XII. 8 мая 1702 г. шведы покинули Гродно и 10 мая были уже в польском Тыкотине. Карл XII спешил из Прибалтики в Польшу и не задержался в Принеманье.

В лютые январские морозы

Следующее появление Карла XII на Гродненщине едва не положило конец Северной войне (1700–1721).
Осенью 1705 г. в Гродно расположились на зимних квартирах главные силы русской армии — свыше
35 тыс. человек. Не ожидая врага, Петр I и Александр Меньшиков покинули армию.
Карл XII воспользовался этой оплошностью и в лютые январские морозы 1706 г. кинулся из-под Варшавы на Гродно. По пути стремительный шведский король переморозил 3 тыс. человек из своей 24-тысячной армии, зато добился желаемой внезапности.
13 января 1706 г. шведы достигли Немана севернее Гродно. 14 января Карл XII во главе 600 гвардейцев-драбантов перешел по льду реку и отбросил русский отряд. На следующий день шведы, развернувшись в боевые порядки, подошли к Гродно, но русские, укрепившись в городе, благоразумно не приняли боя. Не имея артиллерии, Карл XII не решился штурмовать Гродно. Он блокировал старую виленскую дорогу и расположил свою ставку в Грандичах. Нехватка продовольствия вынудила шведского короля 25 января отойти в Каменку, а с 10 февраля 1706 г. расположиться в Желудке (ныне городской поселок Щучинского района). В здешнем монастыре кармелитов и разместилась ставка Карла.

Король едва не утонул в Немане

Чтобы контролировать оба берега Немана, на переправе у деревни Орля началось строительство шведского моста. Здесь
8 марта 1706 г. Карл XII едва не погиб, причем дважды за день. Король был привычен к пулям и саблям врагов, но его чуть не сгубила белорусская природа. Осматривая строительство моста, Карл XII пожелал перейти на противоположный берег. Неожиданно весенний лед надломился и король целиком ушел под воду, только рука еще пыталась ухватиться за что-либо на поверхности. Шведские офицеры смогли спасти короля, который в очередной раз продемонстрировал полное пренебрежение опасностями. В мундире и ботфортах, с которых ручьями стекала вода, он завершил переход Немана и снова по льду вернулся обратно.
Офицеры Далекарлийского пехотного полка умоляли короля остаться переночевать в Орле. В своей привычной манере Карл XII заявил: «Это ничего не значит!» — и верхом поскакал в Желудок. Злоключения этого дня на этом не кончились — с воза, который двигался к переправе, на короля посыпались бревна. Карл XII снова чудом уцелел, а вот его конь был покалечен. Вернувшись в Желудок, Карл несколько дней не выходил из монастыря кармелитов — даже королю необходимо время, чтобы прийти в себя после таких потрясений.
Этот день едва не стал последним в жизни Карла XII, но риск оказался напрасным. 24 марта на Немане начался ледоход. Мост в Орле был снесен стихией. Русские войска в Гродно воспользовались благоприятным моментом и отступили на юг, разрушив за собой гродненский мост. Только 3 апреля 1706 г.
Карл XII смог кинуться в погоню из Желудка на Слоним и Пинск, но время было упущено. Так весной 1706 г. шведский король упустил свой шанс разгромить главные силы русской армии, зато дважды чудом избежал гибели.

Упустил Петра I

В начале 1708 г. Карл XII снова двинулся на восток. Через мазурские леса тремя колоннами он вел к Гродно 44-тысячное шведское войско. Это была одна из самых больших шведских армий, которая когда-либо шла в бой. На пути к Гродно король снова чуть не лишился жизни. Неизвестный выстрелил в него из леса и ранил лошадь гвардейца, ехавшего справа от короля. После чего последовал приказ сжигать все поселения на пути шведской армии и убивать всех мужчин старше 15 лет.
28 января 1708 г. Карл  XII упустил уникальную возможность победно завершить Северную войну. В тот день во главе отряда из 600 (по другим данным 800) кавалеристов шведский король стремительно ворвался в Гродно. Русский отряд численностью 2 тыс. человек во главе с бригадиром Миленфельсом, которому было приказано уничтожить гродненский мост, отступил без боя. Всего за два часа до этого город покинул Петр I. Если бы шведы продолжили наступление, они бы успели захватить самого царя! Отряд Миленфельса, бросив обозы, отошел на полторы версты от Гродно, где его догнал царский приказ вернуться и отбить мост. Но бригадир так и не решился атаковать Карла XII, несмотря на явное численное превосходство.
29 января 1708 г. шведский король покинул Гродно и через Лиду двинулся на Сморгонь — дорогой, которая приведет его к Полтаве. А ведь пять раз за 2 года (1706 и 1708 г.) для Карла XII
все могло закончиться на Гродненской земле: два раза громким успехом и три раза гибелью. Но судьба рассудила иначе. Король пережил разгром под Полтавой и погиб в 1718 г. от шальной пули при осаде датской крепости в Норвегии.

Гродненские шпионы

Во время осады Карлом XII Гродно в начале 1706 г. в городе была раскрыта группа шведских шпионов. Самую активную роль в ней играла женщина — неизвестная, назвавшаяся женой военнослужащего Стародубского полка, который ранее перебежал к шведам. Она утверждала, что была завербована в Варшаве самим Карлом в присутствии польского короля Станислава Лещинского и Сапег. Женщина передавала королю письма от шведских пленных, симпатизировавших Карлу XII немецких офицеров на русской службе и гродненских сторонников Сапег. Когда ставка Карла XII расположилась в Грандичах, она помогла проникнуть в город подполковнику Лехеру, который смог детально осмотреть гродненские укрепления, мост и артиллерийские батареи. Возможно, что данные этой разведки повлияли на решение шведского короля не штурмовать город.
Чтобы добыть нужные сведения, шпионка входила в доверие к русским офицерам. Среди вовлеченных в Гродно в шпионскую деятельность были люди Александра Меньшикова: скороход Франтишек и лекарь Избрант, капитан Ингерманландского полка Филипп Богданович (ранее служивший у Сапег в Быхове), лекарь Петр Крус, подстароста гродненского двора Сапег и другие. На допросах даже прозвучало имя генерала Н.И. Репнина! Шпионы Карла XII были раскрыты в конце января 1706 г. Фельдмаршал Георг Огильви предложил казнить шпионку, но Петр I  приказал «пытать и держать [для] еще лучшего розыску да указу». О дальнейшей ее судьбе нам ничего не известно.
Пушки на дне Немана
Широко известен факт, что после поражения русской армии под Нарвой в 1700 г. Петр I был вынужден переплавить на пушки колокола московских церквей и монастырей. Однако с таким трудом восстановленная русская артиллерия была второй раз потеряна в Гродно весной 1706 г. Чтобы оторваться от шведов, русские войска, прежде чем покинуть город, утопили в Немане свои пушки. Так что в центре Гродно на речном дне, возможно, до сих пор покоятся некогда славные малиновым звоном колокола Московской Руси.

За предательство посадили на кол?

За нарушение приказа и угрозу жизни царя бригадир Максимилиан-Генрих Миленфельс — немец на русской службе — был взят под стражу. Но 3 февраля 1708 г.
Он подкупил охрану и бежал к шведам, где вошел в доверие к Карлу XII и рассказами о слабости русской армии и росте недовольства в России повлиял на решение короля продолжить поход на восток. После Полтавского сражения Миленфельс был взят в плен и казнен. По словам русского историка Голикова, перебежчика расстреляли. Согласно шведскому историку
П. Энглунду, в 1709 г. Миленфельса за его «гродненское предательство» посадили на кол на глазах шведских пленных.

Шляхта пришла на помощь королю

По сей день остается открытым вопрос о том, почему жители Гродно в ночь с 28 на 29 января 1708 г. пришли на помощь Карлу XII. По одной из версий, это было связано с грабежами русской армии. Царское командование решило сразу не давать шведам сражения, а предварительно ослабить их посредством тактики «оголожения» территории. Поэтому 10 января 1708 г. русские разграбили Гродно, что вызвало возмущение жителей. По другой версии, помощь Карлу XII оказали не все жители, а только те, что были связаны с родом Сапег. В те времена преданность определенному аристократическому роду стояла намного выше слабого национального самосознания. Карл XII не случайно расположился в доминиканском монастыре, который был основан Сапегами — его верными союзниками. По-видимому, шляхта и подданные Сапег и пришли на помощь «своему» королю.