Родители пожертвовали школам за год больше, чем те заработали

Тема школьных взносов волнует многих горожан. После публикации статьи «Взносы или поборы?» в прошлом номере «ВГ» в редакцию пришло большое количество обращений и мнений по этому поводу.  

Одни говорили о том, что без спонсоров и родительской помощи учреждения образования не смогут выжить, другие выступали против постоянных денежных сборов.

Так могут ли школы не просить денег у родителей? Как учреждениеям образования научиться зарабатывать самостоятельно? Найти ответы на эти вопросы попыталась журналистка «Вечёрки».     

 

Бюджетных денег не хватает

Как считает начальник отдела образования горисполкома Сергей Блажей, школам и детским садам придется трудно без родительских финансов. Средства на капитальные и текущие ремонты поступают из городского бюджета, но не в достаточном объеме. Допустим, в прошлом году на косметические ремонты в классах и вовсе денег не выделялось. 4,5 «ремонтных» миллиарда из городской казны ушло на кровли, реконструкцию пищеблоков и санузлов.
— Бюджетных средств хватает только на то, чтобы обеспечить безопасное пребывание детей в школах. А покраску полов, замену окон в классах можно произвести в основном за счет спонсорской помощи, — пояснил Сергей Блажей.
Оказалось, что ежегодно бюджетные средства покрывают только затраты на покупку двух-трех комплектов мебели в каждую школу, а классов в городе полторы тысячи. Вместе с тем столы, шкафчики, стулья быстро выходят из строя. В очереди на их обновление можно стоять годами. В качестве альтернативы — помощь родителей.
Получается, что не от хорошей жизни учителя просят выпускников то микрофоны подарить, то принтеры. Во многих школах техника морально устарела, а в некоторых даже норматив — 1 компьютер на 300 учащихся — не выдерживается.

Как заработать?

Сегодня в правительстве активно обсуждается предложение о том, чтобы учреждения образования сами зарабатывали деньги. Оказалось, что внебюджетные средства гродненские учреждения образования могут получать, как правило, от образовательных услуг. Правда, учителя утверждают, что таким образом обогатиться нереально. Из 40 тысяч в месяц за кружок или индивидуальные уроки учреждению образования остается 4 тысячи рублей, остальное уходит на коммуналку, оплату труда учителя и налоги.
Еще можно сдавать в аренду столовые — но это в городе не популярно — или брать плату за пользование бассейном, но он есть не везде. Остается еще сбор металлолома и макулатуры. Однако в областном центре и так хватает желающих (кроме школьников) на этом заработать.
В итоге за прошлый год гродненские школы смогли заработать 790 миллионов рублей, а родители пожертвовали миллиард.

Прибыль приносят детские концерты

А вот СШ №1 в Ошмянах сумела за прошлый год получить около 90 миллионов рублей. Директор Михаил Гружевский говорит, что родительских взносов здесь не берут, средства и так есть. Каким же образом школе из райцентра удается быть «самоокупаемой»?
Выяснилось, что здесь есть три детских образцовых коллектива, которые заработали концертной деятельностью 12 миллионов рублей. Более десятка лет они устраивают в актовом зале рождественские представления, на которых всегда аншлаг. К тому же колесят на праздники по местным СПК и предприятиям.
Школьная столовая расписана на все лето. Молодожены стремятся в учреждение образования, чтобы сфотографироваться: на территории СШ №1 установлены водопады, скульптуры, разбиты замысловатые клумбы. Рассаду цветов из школьных теплиц берут почти все предприятия Ошмян, за что, естественно, платят.
Зимой деньги зарабатывает школьная кобыла Машка. Она катает детей. Летом лошадка тоже трудится: подвозит макулатуру с рынка и металлолом из отдаленных мест.
Понятно, что городские школы не смогут применить все, что используют себе во благо районные учреждения образования. Но если подойти к делу творчески и с экономической жилкой, возможно, заработать получится. Вместе с тем Сергей Блажей напоминает, что родительские взносы на ремонты и подарки — это добровольный жест, от которого любой вправе отказаться. Это касается и выпускных вечеров. Здесь каждая семья решает, нужно ли на прощальный бал ехать в ресторан или в кафе, оплачивать ли видеосъемку или подарок по поводу окончания сада.