Вторник, 19 ноября
  • Погода в Гродно
  • 9
  • EUR2,2629
  • USD2,0455
  • RUB (100)3,207
TOP

Кориолан

Древнеримский полководец Гай Марций волею творческой задумки сходит с шекспировских страниц на грешную землю современности. Мечи перекованы на винтовки, вместо гонцов-марафонцев — мобильники и спутниковое телевидение, а туники сменились строгими костюмами и камуфляжем. Неизменны во все времена только люди: народ — бунтует, политик — жирует, мужчина — воюет, женщина — ждет.

Здравствуйте, уважаемые.

В этой рубрике с хаотичной периодичностью вы сможете прочитать про актуальное и новое в репертуаре гродненских кинотеатров. О чем, зачем, для кого фильм, стоит ли его вообще видеть — всё это и что-нибудь еще будет ждать вас здесь. Также приветствуются любые вопросы по теме фильма в комментариях.

Смотрите только хорошее.

 

Кориолан

Coriolanus, 2010

Режиссер — Рэйф Файнс

В ролях: Рэйф Файнс, Джерард Батлер, Брайан Кокс, Ванесса Редгрейв, Джессика Честейн

Древнеримский полководец Гай Марций волею творческой задумки сходит с шекспировских страниц на грешную землю современности. Мечи перекованы на винтовки, вместо гонцов-марафонцев — мобильники и спутниковое телевидение, а туники сменились строгими костюмами и камуфляжем. Неизменны во все времена только люди: народ — бунтует, политик — жирует, мужчина — воюет, женщина — ждет.

Файнс, пожалуй, актер одного, и то не слишком широкого амплуа, но уж в этих рамках он — сгусток энергии, зверь, безудержный и неостановимый. Такой типаж прекрасно вяжется с главным героем пьесы Шекспира, болезненно энергичным и патологически честным полководцем, патриотом своей республики. Ради блага родины, в частности, он в одиночку захватывает город Кориолы, за что и получает второе имя, а также почти становится влиятельной фигурой в шахматах власти — чему, будучи воином, а не оратором, конечно, сам не рад. И когда пара политических шакалов сознательно провоцирует Кориолана перед народными массами, Файнс вместе со своим героем слетает с катушек и отчаянно скалит зубы, как акула в стае пираний. Однако многовековой давности история обречена оставить ему не самые удачные карты, если не худшие.

Режиссерские дебюты бывают разными. Большинство признанных мастеров начинали со сделанного на коленке, с поиска своего киноязыка, с пресловутого «остросоциального», маскируя собственную неопытность тематикой. Рэйф Файнс же не разменивается попусту: ему вот-вот стукнет пятьдесят, он явно любит и понимает Шекспира, и еще более явно схож во взглядах на мир с собственным героем, потому и впрягся в обе роли на площадке. Его фильм — это театр на кинопленке, шекспировские страсти вообще во всех смыслах: прямом, метафорическом, сценарном. Дело не только в диалогах, полностью взятых у классика и лишь слегка переработанных под современный язык — но не современные реалии. Искусственность переноса в «сегодня» кого-то может напрячь, но смысл прозрачен: люди не меняются безотносительно того, насколько толст налет цивилизации. Театральностью в лучшем смысле отдает и минималистичность (война разыгрывается группками по 5–8 человек), и актерские работы, и строгое следование слогу и сюжету литературного источника.

Файнс наверняка осознавал и то, сколь сложно будет неподготовленному зрителю (многие из вас брали томик Шекспира в руки за последние годы, признайтесь?) смотреть на витиеватые, надрывные разговоры в декорациях из асфальта и пуль, а потому постарался сделать начало фильма ударным, мрачным, прекрасно снятым монологом войны, с сочными перестрелками и даже дракой на ножах — хоть какая-то замена римским мечам. А дальше закручиваются витки властно-социальной спирали, гиены с человеческими лицами облизываются и пакостят, на шеях вздуваются вены от громких споров, рослые работяги, олицетворение жуткого ярлыка «народ», послушно поворачивают нос по ветру раз в пять минут — и можно невзначай решить, что смотришь на впихивание классической драматургии в скучное чучело политического триллера. Но всё проще, лучше и печальней. Вот что говорит сам Файнс: «Единственное заявление Шекспира — оно о том, что мы — собрание племен, народов, культур — никогда не сможем нормально функционировать как общество». Как сказали бы в Древнем Риме, dixi.

 

Фильм можно увидеть в кинотеатре «Октябрь». Расписание сеансов — в нашей афише.

 


Читайте также: полный список обзоров

Самое читаемое

Разное