Мосты: без шума и пыли (фоторепортаж)

В Мостах до сих пор чувствуется дух республиканских Дожинок, хотя они прошли 15 лет назад. Первые приметы: аккуратные фасады в центре, асфальт.

Местная власть традиционно обозначена памятником Ленину на пустой площади перед райисполкомом, а самый большой ресторан — исторической картой на потолке. Велосипеды здесь прекрасно уживаются с конными повозками, неторопливые горожане ходят гулять в дубовую рощу по подвесному мосту через Неман. Самое крупное предприятие в городе — ОАО «Мостовдрев» — тоже расположилось на берегу реки.

Фанера «не пролетела»
Еще несколько лет назад здесь проходили почти криминальные разборки между акционерами, а о развитии бизнеса частные владельцы не думали. Когда у предприятия был полностью выработан ресурс, свои акции они продали государству. Фанерный бизнес всегда считался прибыльным, но конкурировать с россиянами и даже с белорусскими производителями здесь уже не могли.
Ставка была сделана на новый фанерный завод, где сегодня выпускают широкоформатную и ламинированную фанеру. Продукция востребована на внутреннем рынке, поскольку в Беларусь широкоформатная фанера в основном импортируется, но пока неконкурентоспособна на внешнем из-за более высокой цены. По словам директора предприятия Сергея Ососова, более 57% всей продукции предприятия экспортируется. Основные надежды сегодня на Азербайджан, идут поставки и в Россию, Европу.
Новый шаг — строительство цеха МДФ. За счет кредитных линий на него планируют потратить 98 миллионов евро. Выпускают на «Мостовдреве» и мебель, например, более 40 видов стульев.
Несмотря на то что государственные инвестиции буквально вырвали предприятие из банкротства, здесь еще нужно учиться конкурировать. На рынок выходят солидные игроки — международные холдинги Kronospan и IKEA строят в Гродненской области свои заводы. И это немного пугает и злит директора «Мостовдрева». Сергей Ососов считает, что возможны проблемы с сырьем и кадрами. Лучшие работники могут уйти на более «хлебное» место.
Несмотря на то что на «Мостовдреве» прошла масштабная модернизация, доля ручного труда высока. В фанерном цехе работают в основном женщины. Два человека поднимают лист фанеры весом примерно 60 килограммов, ставят на ребро и укладывают. За смену так перекладывают до 10 кубов.

Вход воспрещен
Крупный свинокомплекс «Мостовский кумпячок» похож на военную базу. Вход посторонним строго запрещен, сотрудники проходят многократную дезинфекцию: например, каждый «боец» (так называют работников убойного цеха) за рабочий день должен сменить 4 комплекта одежды.
Комплекс рассчитан на 25 600 голов свиней, здесь все доведено до автоматизма. Например, организовано сенсорное кормление 16 раз в день. По словам директора комплекса Сергея Рудени, 60% свинины продают на экспорт, то есть в Россию. За прошлый год мяса продали на 18 миллионов долларов.

О чем звонит колокол в Дубно
Один из самых больших колоколов в стране весом в полтонны находится возле деревни Дубно. Его пожертвовал храму обычный человек Василий Корень. Жил он в Польше, заработал там денег и все потратил на храм Святителя Николая Чудотворца в Дубно. Приехал сюда, прислуживал в церкви обычным пономарем, жил здесь до самой смерти. Теперь, по словам настоятеля храма отца Николая, его вспоминают каждую поминальную службу.
История этой церкви необычна. Говорят, что итальянский архитектор перепутал Дубно в Беларуси и на Украине. Построили храм в 1862 году. Особенность — световой барабан купола, который делает помещение светлым и наполненным воздухом. Своды расписал художник-реставратор Виталий Горовой из Гродно.
Прихожан теперь относительно немного — примерно 700 человек. За счет пожертвований церковь потихоньку реставрируют.

Гвардии майор любит Кикабидзе

Колокольный звон в хорошую погоду можно услышать и в Куриловичском доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Дом новенький, двор пока пустой. Старые деревья вырезали, новые еще не посадили. На днях установят скамейки, а как потеплеет, посадят цветы. Весной разведут огородик, чтобы могли поработать те, кто хочет и может.
Здесь живут пенсионеры из Мостовского района. В каждой комнате все удобства, есть процедурный кабинет. Одинокие отдают на свое содержание 90% пенсии, а те, у кого есть родственники, платят свыше 2 миллионов.
В коридорах и комнатах тоже пока пусто. Не обзавелись еще постояльцы собственным хозяйством. Но если захотят повесить икону в красном углу, никто не мешает. У гвардии майора в отставке Николая Черняка на тумбочке мобильный и газета. Статью про Кикабидзе читает со слезами на глазах. Очень любит этого актера.
Дедушки и бабушки в комнате отдыха смирно смотрят телевизор. Спрашиваю, о чем фильм.
— Так идет и пусть идет, — отвечают…

На ОАО «Мостовдрев» листы фанеры весом свыше 50 килограммов женщины перекладывают вручную. За смену — 10 кубов.

Директор предприятия Сергей Ососов.

Постояльцы Куриловичского дома-интерната хотят радио в комнатах, калитку в заборе возле Немана и побольше кефира. Жить в новом корпусе им удобно. Почти на каждого пенсионера приходится сотрудник Дома.

Настоятель Храма Святителя Николая Чудотворца отец Николай.

Колокол весом в полтонны пожертвовал храму прихожанин Василий Корень.

Колокола.

Редкая деревня может похвастаться пятикупольным храмом.