Велосипедисты снова на улицах

Десятки велосипедистов планируют выехать на улицы города.

У поклонников экологического транспорта начинается новый сезон. А поскольку проблемы высоких бордюров, отсутствия велодорожек и велопарковок остались с прошлого года, то активные «роверы» предлагают свои варианты.

Как организовать велодвижение в городе, узнала корреспондентка «Вечёрки» у гродненских активистов.

Две зоны
Велосипедисты считают, что можно разделить тротуары вдоль центральных улиц на пешеходную и велосипедную зоны с помощью разметки, а в местах пересечения велополосы и проезжей части установить дорожные знаки «Велосипедная дорожка».
В городе есть улицы, ширина которых позволяет сделать велозону (по нормам минимальная ширина тротуара, достаточная для устройства на нем велополосы, должна быть 4,5 метра. — Прим. авт.), к примеру, Советских Пограничников, Янки Купалы, Клецкова. Но в ГАИ считают, что это нецелесообразно. Как пояснил заместитель начальника УГАИ УВД облисполкома Александр Ленец, средства будут потрачены, а пешеходы все равно будут ходить по велодорожкам.
Между тем в Минске велосипедисты договорились с пешеходами. Как рассказал активист велодвижения из Минска Алексей Кирсанов, в прошлом году летом сделали экспериментальную велодорожку вдоль проспекта Независимости: заменили бордюры на более низкие, установили здесь дорожные знаки «Велосипедная дорожка», нанесли разметку, разделили велосипедную и пешеходную зоны. Потребовалось полгода, чтобы пешеходы научились ходить по своей части дорожки, но теперь уже все привыкли.
Велосипедисты считают: если нельзя ездить по проезжей части (по ПДД), тогда необходимо заменить высокие бордюры на более низкие, в этом случае не придется слезать с велосипеда, чтобы перейти дорогу. По словам велоактивиста Александра Федотова, в строящихся микрорайонах и во время реконструкции уже существующих улиц нормы практически соблюдаются (бордюры могут быть высотой 2–4 см, а в местах пересечения тротуаров с проездами к домам — 0 см). Зато в старых районах бордюры могут быть до 20 см, как, например, на проспекте Янки Купалы (возле универсама «Брест»),  улицах Островского (возле детской больницы), Весенней, Болдина, Пушкина, Горького, на перекрестке Дзержинского—пл. Тызенгауза.
Главный инженер КУП «Ремстройавтодор» Виктор Леванович сообщил, что в прошлом году заменили бордюры на 15 пешеходных переходах (цена вопроса — 6 миллионов рублей). В этом году вопрос открыт, так как нет финансирования.

Парковки остались за кадром
По-прежнему актуальной проблемой остаются велопарковки. Пока в городе их только три — возле универмага, у здания ОДО «Фирма «АВС» и около туристического центра на Ожешко. Велосипедисты предложили оборудовать новые на уже существующих стоянках, тем более что это не требует лишних затрат: на одном парковочном месте для авто легко могут уместиться 4 велосипеда. Пока же этот вопрос, по словам начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского района Александра Архипова, не обсуждался. Более того, организовывать велопарковки считают нецелесообразным.
В отделах ЖКХ и благоустройства администраций Октябрьского и Ленинского районов города пояснили: как правило, стоянки для велосипедов строятся возле крупных магазинов, торговых центров по усмотрению заказчика объекта, при этом нужно разработать проект, согласовать его с управлением архитектуры.
Между тем в Минске проблему попытались решить: на существующих стоянках, а также возле магазинов, торговых центров, парикмахерских и других социальных объектов оборудовали несколько дополнительных парковочных мест для хранения велосипедов.

В Минске пошли на эксперимент
Пока же единственной благоустроенной в столице остается велодорожка вдоль реки Немиги на две полосы, а рядом — тротуар для пешеходов. Сейчас в Минске рассматривается идея — ввести плату за пользование велодорожками.

Справка «ВГ»
Как сообщил старший инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Олег Дук, всего в прошлом году в области произошло 28 ДТП по вине велосипедистов (в них 9 человек погибло и 19 получили травмы). В сравнении с 2010 годом это почти вдвое меньше.

В тему
Велосипедисты также предлагают определить центральные дороги, где они свободно ездили бы по проезжей части, поскольку сейчас по Правилам дорожного движения они могут ехать по велосипедной дорожке, по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, если же их нет — только тогда по проезжей части дороги не далее 1 метра от ее правого края. При этом, как считают велосипедисты, можно ввести теоретический экзамен на знание ПДД, после сдачи которого велосипедист получал бы удостоверение, разрешающее ему двигаться по проезжей части.

Считалка «ВГ»
На установку одного дорожного знака необходимо более миллиона рублей (250 тысяч — сам знак, плюс около миллиона — установка). В идеале его нужно будет ставить за каждым перекрестком. Чтобы нанести сплошную линию длиной 1 км и шириной 10 сантиметров, необходимо около 2 миллионов рублей. Правда, можно сделать дешевле. Как пояснил исполняющий обязанности директора КУП «СМЭП Гродненского облисполкома» Сергей Жмуренков, вместо обычных дорожных знаков можно поставить несколько пиктограмм.