Артист

Обаятельный беззвучный мажор с неприятными поначалу усиками — живая кинолегенда Джордж Валентайн. Продюсер пыхтит сигарами, сценарии промышленно клепают на машинках, а верх оригинальности для актрисульки — мушка на щеке. На дворе конец двадцатых, и немое кино вот-вот рухнет с только что возведенного Олимпа.

Здравствуйте, уважаемые.

В этой рубрике с хаотичной периодичностью вы сможете прочитать про актуальное и новое в репертуаре гродненских кинотеатров. О чем, зачем, для кого фильм, стоит ли его вообще видеть — всё это и что-нибудь еще будет ждать вас здесь. Также приветствуются любые вопросы по теме фильма в комментариях.

Смотрите только хорошее.

Артист

The Artist, 2011

Режиссер — Мишель Хазанавичус

В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудман, Джеймс Кромуэлл, Пенелопа Энн Миллер, Малькольм МакДауэлл

Обаятельный беззвучный мажор с неприятными поначалу усиками — живая кинолегенда Джордж Валентайн. Пока он снимается в хитах со смешными названиями вроде «Русское дело» и «Немецкое дело», его женушка, личность куда менее легендарная, в основном сидит дома и злобно пририсовывает фотографиям мужа рога и монокли. Продюсер пыхтит сигарами, сценарии промышленно клепают на машинках, а верх оригинальности для актрисульки — мушка на щеке. На дворе конец двадцатых, и немое кино вот-вот рухнет с только что возведенного Олимпа.

Прежде всего стоит порадоваться за очнувшийся разум киноакадемиков США: впервые за 5 лет (после братьев Коэнов) «Оскара» наконец отдали за дело. Вне тесного мирка наград и регалий «Артист» — это, если позволите, немое кино про немое кино о немом кино. Никому раньше не нужный французский еврей с неудобной фамилией Хазанавичус, снимавший мыльные пародии на Бонда, внезапно перепрыгнул три, пять, двадцать ступеней развития задорного местечкового режиссера, и вслед за ним столь же стремительно взлетел вверх известный в нешироких (до этого) кругах кривляка Дюжарден. Первый сгреб в свой фильм все вершины и удачи немого, да и не только, кинематографа, второй — все персоналии и типажи оттуда же. Причем оба проявили удивительно приятное чувство такта, меры и вкуса: режиссер идеально выстроил как минимум несколько ключевых эпизодов, актер мастерски воплотил на экране собирательный образ того самого условного Артиста с большой буквы. Например, великолепная сцена в ресторане: набирающая обороты молодая актриса, не «гнушающаяся» играть в новомодном звуковом кино, и гордо идущий ко дну из-за «немых» принципов Валентайн сидят за соседними столиками спинами друг к другу: он — со старым помощником, хмурый, она — с молодыми журналистами, радостно щебечущая всякую чушь. Рождение одного есть умирание другого, вечная цикличность, кинематограф тут ничем не отличается.

Образованные и подкованные зрители, коих категорическое меньшинство, с энтузиазмом вылавливают в «Артисте» тысяча первую отсылку к «чему-нибудь еще из немого» или хотя бы черно-белого — отдельный привет линии с женой, цельнотянутой из культового «Гражданина Кейна». Нормальные же люди, ассоциирующие немое кино в лучшем случае с Чарли Чаплином, могут просто радоваться стильному, легкому, довольно веселому и безнадежно элегантному повествованию о человеке, чья эпоха навсегда окаменела. «Артист», несомненно, очень важный и нужный именно для этого момента киноистории прецедент, напоминающий о незыблемой, мраморной важности первых тридцати лет существования движущихся картинок — беззвучных лет. Но даже при отсутствии минимальных знаний о кинематографе при просмотре будет очень легко испытать то ли ностальгию, то ли сочувствие. Ведь всем нам когда-нибудь на смену придут юные люди и юные технологии. Вечная цикличность. И кинематограф ничем не отличается.

Фильм можно увидеть в кинотеатре «Красная звезда». Расписание сеансов — в нашей афише.



Читайте также: полный список обзоров