Арт-пространство в Старом городе

Художники обсудили культурную жизнь.Гродненские художники, музыканты, театралы, писатели попытались представить идеальную картину культурной жизни города и обсудили реальную ситуацию арт-сцены. Творческих людей центр «Третий Сектор» пригласил на дискуссию с провокационным названием «Гродно — город без галерей».

Дискуссию вела свободный арт-менеджер Ирина Герасимович, приехавшая из Минска. Арт-менеджер попросила участников обрисовать идеальное творческое пространство, в котором они хотят жить и работать.

Олег Жюгжда,
главный режиссер театра кукол:

— Я бы назвал эту дискуссию не «Гродно — город без галерей», а «Гродно — город нереализованных возможностей». Когда ходишь по улицам, каким-то пятачкам, это ощущение магнетизма, который идет от исторического слоя, подпитывает: «Тут можно сделать это! А тут — это!» — «Нельзя», «Нельзя», «Нельзя»… Что может спасти? Главное, наверное, чтобы не мешали делать что-либо. Когда я уезжаю в творческую эмиграцию на работу — это отдых, это кайф. У нас фестивальное движение загублено на корню. И это в городе, имеющем уникальное географическое положение — стоит на двух границах, само вот в руки идет! Можно же делать фестивали, какое-нибудь «Гродненское лето»: и вернисажи, и выставки, и концерты, и спектакли… Посмотрите: если у нас какой-то праздник — народ идет. Старая формула: «Хлеба и зрелищ». Возьмите репертуар драмтеатра. Извините: комедия, комедия, комедия, драма, сказка. Это то, что требует зритель. Это то, что покупается.

Ирина Сильванович,
директор Гродненского выставочного зала:

— В большей степени идеальная ситуация для меня совпадает с реальной. Внутренний потенциал наших художников очень сильный. Поэтому никогда не стыдно вывозить выставки гродненских художников. 20 лет назад первой частной галереей в Беларуси была гродненская галерея «У майстра». Теперь в нашем городе много частных галерей, и я знаю, что тенденция положительная: так, в галерее «Крыга» предоставляется еще несколько помещений. Каждая галерея в городе имеет свое направление. Плюс также в том, что мы живем рядом с Польшей и Литвой. Художники других городов не могут похвастаться тем, что они настолько мобильны. Хочется, чтобы в Гродно выставлялись известные белорусские и зарубежные художники. Конечно, для этого надо расширять арт-инфраструктуру.

Сергей Гриневич,
художник:

— В сравнении с другими областными городами у нас больше частных галерей. Так исторически сложилось. Однако в Гродно нет областного художественного музея. На мой взгляд, это главная проблема. Запасники исторического музея завалены картинами, купленными в разные годы, начиная с советских времен. Пока не будет художественного музея, их никто не увидит. В Бресте и Витебске есть такие музеи. В Гомеле и Могилеве соответственно Ващенко и галерея Масленикова выполняют функцию областных музеев. Это что касается художественного наследия. Ситуация с современным искусством, конечно, стоит очень остро. Откровенно говоря, в нашем городе его нет. Гродно не видел арт-активизма, инсталляций, перформансов, хэппенингов, современных художественных объектов, зарубежных выставок. И даже наших белорусских мастеров.

Юрий Гуменюк,
журналист и поэт:

— У меня такая ситуация, что я вынужден работать за рубежом. Необходимо издавать в Гродно литературно-художественный журнал, в котором публиковались бы работы художников, рецензии на театральные спектакли и литературные произведения. Также существует запрет Министерства информации, Министерства образования на то, чтобы члены независимого Союза писателей выступали в школах, на открытых площадках — такая вот дискриминация.

Александр Тебеньков,
хореограф:

— Настолько я могу судить по театру и танцам, художественная жизнь в этом смысле скудная. Когда наступает летний период, так называемый мертвый сезон, город «вымирает» вместо того, чтобы активизироваться. А ведь в европейских городах проходит масса событий. Мне кажется,  проблема в том, что мы «течем в своих водах». Какие-то события происходят, но все это разобщено. Я считаю, что самый актуальный момент теперь — создание некоего арт-центра, который объединил бы все направления художественной жизни. Желательно, чтобы это был независимый, негосударственный центр и чтобы в нем была возможность осуществлять какие-то проекты. Я могу привести в пример тот же Люблин: помещение заброшенной фабрики было отдано для культурных проектов, где работают и театралы, и художники, и музыканты.

После того как все желающие озвучили свое мнение, ведущая предложила участникам и зрителям одним предложение рассказать, что лично каждый сделает в ближайшем будущем для улучшения культурную жизнь города. Все говорили воодушевленно и решительно. Конечно, пока это просто слова, но когда проблемы озвучены, вероятность того, что что-то начнет меняться больше, чем и вовсе молчать. Ведь теория хаоса гласит – взмах крыла бабочки на одном конце земного шара может вызвать ураган на другом.