Прерванный маршрут: почему микроавтобусы сходят с рейсов

Маршрутные такси опять подняли цены. В феврале поездка подорожала до 3 тысяч рублей. При этом ждать бусы приходится дольше. Почему маршрутки уходят с рейса, а стоимость проезда в них растет, узнавала корреспондентка «Вечёрки».

Свободная цена

Топливо и запчасти — основные статьи расходов перевозчиков, не считая выплаты заработной платы водителям, уплаты налогов, затрат на обязательное страхование автомобиля и обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.
— После повышения цены проезда до трех тысяч мы вышли на нулевую рентабельность. Сейчас работаем на двух маршрутах: «тройке» и «двойке», но, видимо, придется отказаться от одного из них, поскольку машин не хватает: нужно отремонтировать три, но денег на это нет, — рассказал директор ООО «Неман экспресс сервис» Андрей Кречко.
Наш собеседник сетует, что запчасти к машинам сильно подорожали: белорусские шины, которые считались самыми дешевыми и стоили примерно 150 тысяч рублей, сейчас стоят 650 тысяч. По его словам, цену в 3 тысячи рублей нужно было установить летом в 2011 году, но тогда любое изменение стоимости проезда нужно было согласовывать с Минэкономики.
Согласно решению облисполкома №715 от 28 октября 2011 года, с ноября перевозчикам разрешено устанавливать цены на проезд в маршрутках самостоятельно с учетом основных плановых затрат, налогов и других платежей и прибыли, рассчитанной исходя из норматива рентабельности не более 15%. Это значит, что в зависимости от затрат маршрутчика стоимость проезда может доходить до 5 000 рублей.

Одиноко стою на остановке…
Несмотря на рост цен, сокращается число маршрутных такси. Как сообщил заместитель председателя горисполкома Александр Сивцов, в настоящее время не обслуживаются городские экспрессные маршруты №4 «Барановичи—железнодорожный вокзал», №6 «ул. Репина—Девятовка-5», №7 «строительный лицей (оз. Юбилейное)—Девятовка-5», №14 «Девятовка-5—Химволокно», №23 «Фолюш—Центральный рынок», №29 «ул. Домбровского—вещевой рынок (п. Южный)», №31 «Девятовка-5—Центральный рынок».
Сами перевозчики объясняют это тем, что работать им стало невыгодно. Водители, когда выезжают на маршрут, должны регистрироваться у оператора в автопарке. Они так и делают, но потом либо вообще не выходят на линию, либо простаивают. Интересы пассажиров, которые напрасно ждут маршрутку, при этом не учитываются. Хотя в таком случае водители обязаны написать заявление в горисполком о том, что отказываются от маршрута по техническим причинам либо уходят в бессрочный отпуск.
Мы попытались разобраться, почему так происходит. Очевидно, что необходим системный контроль. В Транспортной инспекции считают, что во время проверок важен фактор внезапности. Как сообщил начальник отдела контроля Транспортной инспекции по Гродненской области Сергей Акуленко, если запрашивать у оператора автопарка информацию о том, сколько машин вышло на маршрут, водители маршруток будут знать, что идет проверка, и объективных результатов не будет.
Кстати, если маршрутка так и не приехала в течение положенного времени, можно позвонить в автопарк по телефону 56-21-98 и сообщить об этом. Тогда, как пояснил первый заместитель директора по перевозкам ОАО «Автобусный парк г. Гродно» Владимир Новик, по данному маршруту будет проведена проверка. Если окажется, что водитель действительно не вышел на линию, комиссия по организации городских автомобильных перевозок при горисполкоме может забрать маршрут у перевозчика. Так, в январе–ноябре прошлого года комиссия лишила 51 места на маршрутах 39 фирм и ИП, которые не выезжали на линию более трех месяцев.

Справка «ВГ»
В настоящее время перевозку пассажиров в городском регулярном экспрессном сообщении осуществляет
40 субъектов хозяйствования, в том числе 31 организация и 9 индивидуальных предпринимателей. В сравнении с прошлым годом эти цифры сократились: в первом квартале 2011 года пассажиров обслуживало 54 субъекта хозяйствования.
Движение маршрутных такси организовано по 27 маршрутам протяженностью 385,4 км. Ежедневно на линию должно выходить 110 маршруток.

А как в Минске?
Как сообщил начальник контрольно-ревизорской службы ГУ «Столичный транспорт и связь» Андрей Илларионов, в Минске также столкнулись с проблемой, когда водители маршруток не выходят на линию. В частности, по результатам последней проверки, проходившей в октябре–ноябре 2011 года, оказалось, что почти 30% перевозчиков не вышли на маршруты. Как правило, чтобы выявить такие нарушения, на остановках постоянно дежурят работники контрольно-ревизорской службы. В течение 2–2,5 часов контролеры проверяют, проехали ли все маршрутки, которые должны проехать через остановку. В случае нарушения составляется акт, а фирме-перевозчику выносится предписание, либо к ней применяются штрафные санкции, либо сокращают количество карточек маршрутов (так называемых мест или машин).