Смогут ли клубы кормить себя сами?

Государство с этого года намерено еще более приобщить спортивные клубы к зарабатыванию денег своими силами. Что может выйти из этой инициативы?

Три условия

1 января 2012 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь №497 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта». Он не несет в себе существенных изменений в сравнении с похожими нормативными документами последних лет. В частности, государственная поддержка будет оказываться спортивным клубам при наличии трех составляющих. Первое — это развитие детского спорта. На эти цели клубы должны направлять не менее 25% выделяемых им средств. Причем деньги необходимо выделять именно в детские школы, а не на фарм-клубы. Второе условие — наличие четко выстроенной вертикали по схеме «арена — школа — команда мастеров». И третье — клубы должны вести хозяйственную деятельность, зарабатывать деньги (выходить на самоокупаемость), чтобы постепенно компенсировать государственные расходы на свое содержание.

Замкнутый круг

Прошлогодняя нестабильность экономики страны только подтвердила тезис о том, что государству нужно сокращать расходы в рамках реализации «вторичных» социальных проектов. Ведь то, что спорт в Беларуси является средством «облагораживания» населения — давно не секрет для людей, мало-мальски им интересующихся. Со времен обретения суверенитета абсолютно все виды спорта в Беларуси финансировались из государственного бюджета. Безусловно, частная инициатива, преимущественно, в игровых видах, имела место, и не единожды, но в итоге либо оборачивалась ликвидацией спортивного проекта по причинам невыгодности, либо банально поглощалась государственной машиной. Ведь, как показала практика, белорусский спорт бизнесу неинтересен, а государственное финансирование команд мастеров — это деньги на ветер. Беда в том, что без него профессиональный спорт в Беларуси умрет практически полностью.

Магия слова

С годами в белорусском спорте образовалась своеобразная «мигрень» — спортсмены и чиновники привыкли «сидеть на шее» у государства, зачастую пренебрегая необходимой подготовкой ради спортивных результатов. Какая разница — ведь все равно заплатят по указу! И вот теперь, когда по телевидению все чаще слышатся призывы вывести как можно больше отраслей белорусской экономики на самоокупаемость, это магическое слово дошло и до спорта.

Бедность

В большинстве стран мира государство полностью дотирует детский спорт — это нормальное явление. Но спорт высших достижений должен быть частным. Проблема в том, что в Беларуси частному капиталу финансировать эту отрасль в одиночку невозможно. Равно как заинтересовать этим продуктом иностранных инвесторов. Главная причина — крайне низкие доходы населения. Ведь, образно говоря, на спортивное зрелище не могут прийти только бизнесмены и представители власти. Туда должны прийти десятки тысяч болельщиков, а за зрелище им надо платить и не у всех есть такие деньги. Так что меры государства по поддержке спорта ради поддержания его жизнедеятельности оправданны.

Бизнес-план

Зарубежный опыт в сфере привлечения капитала показывает, что есть ряд составляющих, позволяющих профессиональному спорту «пополнять свой кошелек». К примеру, в Европе одним из основных источников дохода спортивного клуба является телевидение, которое платит за трансляцию матчей команды, имеет обязательства перед клубом по количеству показов, способствуя, таким образом, его популяризации. Далее идут доходы от посещаемости игр: продажа абонементов, вовлечение в поход на стадион не только завсегдатаев, но и другие категории граждан (например, семейные пары с детьми). Ну и наконец, мерчендайзинг: деньги от продажи клубной атрибутики и спортивной экипировки — шарфиков, футболок, бейсболок, мячей и прочего. Все это клуб зарабатывает сам. А ведь есть же еще и спонсор, логотип которого может быть размещен на форме футболистов, на рекламных щитах стадиона, а также перспективные игроки, продажа которых позволяет существенно пополнять клубный бюджет.

Но это классика. А как обстоят дела у нас?

Нужен праздник, а не правда

Не секрет, что наибольшее количество государственных средств выделяется на футбол и хоккей. На Гродненщине оба «Немана» традиционно пользуются популярностью у болельщиков. Уровень зарплат спортсменов этих видов, на которые тратится большая часть государственных денег (средства «спонсоров по разнарядке» также можно отнести к таковым) денег, баснословен в сравнении с заработками, к примеру, шахматистов или легкоатлетов. В частности, по неофициальным данным, в футбольном «Немане» в прошлом году разбежка в зарплатах составляла от 2 до 8 тысяч долларов, а хоккейном сейчас есть игроки с заработками и повыше. И довольный зритель идет на хоккей, потому что команда играет и дает результат!

Серая реальность

Но эти команды живут сегодняшним днем и не зависят от себя. Ведь о том, чтобы зарабатывать самостоятельно, речь не идет. Телепоказы футбольного и хоккейного чемпионатов страны фактически не востребованы из-за низкого уровня соревнований, так что платить за них никто не станет, да и платного телевидения в Беларуси, как известно, нет. Продажа абонементов доходов не принесет, равно как и работа с болельщиками. Что касается реализации спортивной атрибутики, то здесь также клубы заработать пока не могут, так как популярность наших команд не настолько велика, чтобы продать, к примеру, в Гродно и области 50 000 футболок или кепок — а ведь именно при таких объемах можно рассчитывать хоть на какую-то серьезную прибыль. Работа с титульными спонсорами в клубах проводится слабо, а прибыли от продажи игроков бывают редко, ведь перспективных ребят скауты других клубов высматривают еще в раннем возрасте, да и долгосрочные контракты с целью предполагаемой перепродажи в Беларуси крайне редки. Стоит сказать и о некоторых пробелах в законодательстве — размеры зарплат и компенсации за переходы игроков в спорте, за редким исключением, являются закрытой информацией, что создает очевидные предпосылки к коррупции…

Где взять Абрамовича?

Конечно, многие возразят, мол: все было бы по-другому, если бы, к примеру, у футбольного «Немана» появился полноценный частный владелец, который сумел бы организовать полноценный самостоятельный бизнес и минимизировал бы участие властей в управлении клубом. Но беда в том, что на гродненщине нет своих Абрамовичей, ведь содержание клуба ежегодно может обходиться в сумму до 6–8 миллиардов рублей. Кроме того, любой бизнесмен, начиная новый проект, рассчитывает на прибыль. А о каких доходах может идти речь, если, к примеру, последним существенным достижением того же «Немана» стало второе место, завоеванное десять (!) лет назад. В такой ситуации состоятельный человек тысячу раз подумает: а стоит ли ввязываться в многолетние убытки с неуспешным клубом? Пусть даже когда-то может последовать отдача. А ведь может и не последовать…

Замкнутый круг

Получается, что реализовать какие-то меры по выходу хотя бы на частичную самоокупаемость нашим клубам при нынешней «социальной ориентированности» спорта практически невозможно. Во-первых, отсутствует долгосрочная стратегия господдержки — новый указ (вероятно, из-за возможных экономических перепадов) действует до 2013 года, после чего, исходя из анализа результатов, может быть пересмотрен. А во-вторых, законодательно помощь спорту отдана на откуп местным органам власти, а они будут реализовывать ее, в первую очередь исходя из экономической ситуации в регионе. И тем не менее стремиться к этому стоит.

Мнение специалиста

Попытки собрать мнения относительно конкретных планов самоокупаемости спортивных организаций не увенчались успехом как у чиновников облспортуправления, так и в хоккейном «Немане», где недавно назначенный представитель службы маркетинга отказался от комментариев, сославшись на недостаточную компетенцию в освещении этого вопроса. А вот в футбольном клубе удалось получить весьма конкретную информацию о рассматриваемой проблеме:

Иван Колошиц, юрисконсульт ФК «Неман»:

«Новые правила не подразумевают существенных изменений по сравнению с нормативными документами, действовавшими ранее. У нашего клуба сейчас просто нет своей собственности, и зарабатывать нам не на чем. Мы получаем средства исключительно по указу о господдержке. Из объектов недвижимости у нас только сам клуб. Есть еще школа СДЮШОР-6, которая в 2009 году стала структурным подразделением клуба, причем помимо нового указа она финансируется в рамках молодежной политики государства как бюджетная организация. И зарплаты там соответствующие. Клуб получает дополнительное внебюджетное финансирование и, согласно законодательству, обязан направить из этих средств не менее 25% на развитие инфраструктуры и детско-юношеского футбола.

Так как клуб находится на балансе облисполкома, все финансовые решения принимаются именно там. Вероятно, пути выхода на самоокупаемость будут обсуждаться, хотя это очень сложный вопрос. Пока же ситуация такова, что если есть нормальное отношение к спорту со стороны местных властей, инициатива спонсоров — команда будет вполне нормально функционировать. Так происходит у нас. Если нет — будут проблемы, как происходит в некоторых других областных центрах.

По уставным документам наш основной вид деятельности — «прочая деятельность в области спорта». Главная задача — успешное выступление команды плюс развитие детского футбола. Другой нет. И все это реализуется за счет бюджетных средств.

Маркетинговая составляющая в наших широтах, к сожалению, может быть ограничена лишь инициативой индивидуального предпринимательства. К примеру, частник гарантированно продаст небольшое количество клубной атрибутики, в то время как поставить эту продукцию на постоянное производство экономически необоснованно, и клуб не будет этим заниматься.

Что касается коммерциализации, то хочу сказать, что, допустим, для акционирования клуба необходимо создать интерес к футболу со стороны бизнеса. Но для этого нужно, чтобы команда выступала успешно, занимала высокие места. Тогда интерес частного капитала может вырасти. Пока же очень рано об этом говорить».